КОРОБКА «БРИЛЛО» И «ЯНДЕКС BOX»: ЧТО МОЖНО УВИДЕТЬ НА ВЫСТАВКЕ «ЭНДИ УОРХОЛ И РУССКОЕ ИСКУССТВО» В ПРОСТРАНСТВЕ «СЕВКАБЕЛЬ ПОРТ»

Что общего у Энди Уорхола и Леонида Парфенова? Ответ на этот вопрос можно найти на выставке «Энди Уорхол и русское искусство», открывшейся 25 июня в пространстве «Севкабель Порт» в Петербурге. Здесь представлено более 100 работ звезды поп-арта и современных отечественных художников. Как авторам проекта удалось осмыслить образ и мифологию американского художника на российской почве и почему посетителям выставки стоит быть бдительными? 

 

В «Севкабель Порт» при поддержке Фонда «Артсолус» состоялось открытие выставки «Энди Уорхол и русское искусство», где можно увидеть сто работ художника, собранных из частных коллекций. Куратором выставки выступила искусствовед Татьяна Звенигородская, архитектором Юлия Наполова.

Энди Уорхол ключевая для современного искусства фигура, изменившая взгляд на предметы массовой культуры и повседневности и поставившая под вопрос границы между «высоким» и «низким». Представленные на выставке работы охватывают творческий путь художника, начавшийся с иллюстраций для модных журналов до всемирно известных портретов Мэрилин Монро, консервных банок супа Кэмпбелл и работ на тему смерти.

Фото: sevcableport.ru

В отборе работ российских авторов принимали участие Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Русского музея, и Андрей Ерофеев, курировавший выставку «Русский поп-арт» в Третьяковской галерее. Выбор авторов проекта пал на творчество концептуалистов Юрия Альберта, Дмитрия Пригова, медгерменевтика Павла Пепперштейна, художников соц-арта Виталия Комара, Александра Меламида, Александра Косолапова, Леонида Сокова,  мастеров перформанса и акционизма Олега Кулика и Авдея Тер-Оганьяна, Владислава Мамышева-Монро. А также таких современных авторов, как Маяна Насыбуллова, Владимир Потапов, RECYCLE GROUP и других.

Некоторые из отечественных работ были созданы специально для выставки. Перед художниками стояла задача осмысления роли Энди Уорхола в современном искусстве. Идея проекта родилась из убеждения куратора Татьяны Звенигородской, что Энди Уорхол и поп-арт вернули отстающее от мира по причине репрессивной советской культурной политики отечественное искусство на площадку актуальных художественных процессов.

Фото: sevcableport.ru

Выставочное пространство состоит из 9 тематических зон. В их оформлении используются материалы, ассоциирующиеся с поп-артом: розовый мех, флуоресцентные лампы, серебристая фольга. 

Сначала посетители попадают в «тусовку» — зал, который стремится включить нас в контекст богемной нью-йоркской жизни. Здесь обложки музыкальных пластинок и журнала Interview, созданных Уорхолом. 

Далее мы знакомимся с началом карьеры Энди, его погружением в мир гламура и модной иллюстрации. Происходит отступление хронологического повествования, и посетитель попадает в тематические залы, где происходит диалог двух культур. «Я — бренд», «шоппинг», «природа», «слава», «деньги», «memento mori» становятся точками соприкосновения для творческого самовыражения самых разных авторов. 

Работы перемежаются между собой так, что зрителю необходимо сохранять бдительность. На выставке можно встретить как прямые оммажи и стилизации под работы Уорхола, так и самостоятельные произведения, близкие мастеру на концептуальном уровне.

Фото: sevcableport.ru

Коробка «Брилло» (1964) обретает соседа в виде реди-мейд объекта «Яндекс Box» Кемала Тарба, подготовленного специально для выставки. Александр Меламид продолжает уорхоловскую серию «Десять знаменитых евреев XX века» (1980) в ином ключе. Его десять знаменитых евреев — это не ученые, актеры и писатели, а преступники.

Выставка-лабиринт предлагает посетителю обратить внимание на актуальность тем, с которыми работал Энди Уорхол, в целом для художественного мира и, в частности, российской арт-сцены. Проект предлагает по-новому взглянуть на работы художника в связи с его влиянием на творчество отечественных авторов разных поколений. Американизация русской культуры случилась, однако национальный колорит остался и способен, продолжая линию творчества Уорхола, показать нечто большее, нежели только преемственность.


Автор: Анастасия Петрушихина

Редактор: Анастасия Кулагина

Обложка: sevcableport.ru

Наверх