ЛЕС, РИТУАЛ И ПЕРФОМАНС: О ВЫСТАВКЕ “ЛЕС ЛЕС ЛЕС” ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ “ПОБЕГИ.”

Выставку современного искусства при желании можно организовать почти где угодно — в собственной квартире, в музее или галерее и даже в заброшенном здании. А можно ли выставлять искусство в лесу? Художественное объединение «Побеги.» смело говорит «Да!». Разбираемся, почему художники на один день (22 августа 2020 года) ушли в лес недалеко от аэропорта “Домодедово” и что же они этим хотели сказать.

 

В апреле 2020 года издательство «Ad Marginem» переиздала эссе Эрнста Юнгера «Уход в лес». Юнгер написал книгу еще в 20 веке, но сейчас она приобрела особую актуальность. Она является достаточно хорошим объяснением того, какими способами граждане «демократических» государств пытаются уберечь свою свободу от политического давления и вездесущей слежки со стороны властных структур. В подобной ситуации Юнкер приводит в пример понятие «уход в лес», взятое из истории Исландии, где человека, совершившего преступление, изгоняли из общества и он совершал «уход в лес».

Юнгер уверяет своего читателя, что подобное изгнание в лес можно рассматривать как наказание только с точки зрения тех, кто находится в обществе с жесткими законами. На деле же человек становился полностью свободным и искренним как минимум с самим собой, он получал силу и способности выполнять как функции защитника, так и священника в зависимости от необходимости. Лес в таком случае становился уникальным пространством, освобождающим человека от системы.

Приблизительно таким же «уходом в лес» руководствуются и организаторы художественного объединения «Побеги.». Их название можно интерпретировать по-разному — с одной стороны, это объединение студентов, «юных стеблей, обладающих способностью неограниченного роста»; с другой, эти юные стебли совершают побег, самовольный уход в лес, пространство «полной свободы». Речь идет о свободе от законов экспонирования «правильного» искусства в «правильном» месте — музее/галерее, в пространстве белого куба и по законам белого куба. На этом же строится и цель создания художественного объединения — формирование независимой от институций художественной системы, состоящей из разных деятелей искусства.

В команде организаторов и кураторов художественного объединения 10 человек, почти все они — студенты МГУ и НИУ ВШЭ. Само объединение существует с 2018 года, когда на день рождения художника и организатора «Побегов» Даниила Двинских его друзья, а теперь и коллеги создали первую лесную выставку «Мы никогда не потеряемся в лесу». После нее были public talk в Школе дизайна НИУ ВШЭ, вторая лесная выставка «Точка отсчета — лес» и выставка-аттракцион «Человек играющий» в студии художников InStudio на заводе НИИДАР. Команда приняла участие и в выставке «Сквоттинг Research». Художественное объединение «Побеги.» и лесные выставки, по мнению Даниила Двинских, являются одним из примеров настоящего сквоттинга (Squatting — особое выражение в английском языке, которое наиболее часто переводится как «самозахват» или «незаконное вселение»). И это правда — на один день часть леса самовольно заселяется лекторами, музыкантами, художниками, перформерами и их фантасмагоричными произведениями.

Фото: Баина Кулифеева

В 2020 году третья по счету выставка в лесу под названием «Лес лес лес» прошла недалеко от аэропорта «Домодедово» (Москва). Темой 2020 года кураторы выбрали обряды, ритуалы и традиции во всех своих проявлениях. Все формы взаимодействия искусства с посетителем леса в том или ином виде раскрывали эту тему. Подавляющее большинство работ — интерактивные объекты или перформансы, некоторые из которых шли параллельно на разных площадках. Всего же на выставке представлено около 30 различных художественных проектов.

Открылась выставка перфомансами Анастасии Кайнеанунг, Алисы Николаевы и лекцией от объединения «Taste the waste». Анастасия Кайнеанунг, резидент мастерских Музея «Гараж», воспринимает жизнь как постоянную борьбу, в связи с чем своим покровителем она считает богиню Афину. Ее перформанс «12 ритуалов для Афины» направлен непосредственно на установление связи с Божественным проявлением богини путем воздаяния почестей ее различным ипостасям-именам (в Древней Греции у Афины было большое количество имен, каждое из которых по-своему раскрывало область того, чему она покровительствует).

Алиса Николаева пошла по другому пути — она не демонстрировала свой собственный, присущий только ей ритуал, но рассказывала об обыденных творческих ритуалах из жизни своих знакомых художников. По форме этот перформанс выстроен как чаепитие для создания в лесу уютной и домашней атмосферы, в которой можно расслабиться и «посплетничать». 

Лекция «Ритуалы постчеловеческого леса» от объединения экологических анархистов  «Taste the waste» стала обрядом скорее по форме, чем по содержанию. Слушатели сидели вокруг лекторов, которые рассказывали им о том, что в народных культурах растения часто выступают в роли учителей, а «лес мы должны воспринимать во всей его чувственности, абстрагируясь от жизни в мегаполисах» и от корпораций, которые предопределяют наши движения в городах.

Закрытие выставки сопровождалось концертом экспериментальных музыкальных групп. Музыкант Артем (проект «Подъем на спуске») впервые представил программу «Юродивый», сочетание темы религиозного эскапизма и эмбиента; ансамбль «Комонь», выступавший в сумерках, под народные песни Полесья и электронику позволил слушателям погрузиться в обряд «Похороны стрелы», а саунд-артист Foresteppe представил аудио-размышление о православных проводах после пасхальной недели.

Подробнее узнать о проекте «Побеги.» можно на официальном сайте проекта и в социальных сетях, где организаторы регулярно объявляют о своих новых мероприятиях. 


Автор: Екатерина Сурат

Редактор: Владимир Большаков

Фото на обложке: Вера Кострюкова

Наверх