КУЛЬТКАРЬЕРА: КАК МАРИНА ЛОШАК СТАЛА ДИРЕКТОРОМ ПУШКИНСКОГО МУЗЕЯ

Марина Лошак – коллекционер, куратор и руководитель в одном лице. Под ее руководством ГМИИ имени Пушкина стал одной из заметных музейных институций в России. Как Пушкинскому музею удается объединять под своим куполом самых разных людей на выставках и развивать художественные направления — разбираемся в новом материале.

 

 

Марина Лошак родилась в 1955 году в Одессе. Окончила Одесский государственный университет имени Мечникова по специальности «Классическая филология». В середине 1970-х годов Лошак принимала активное участие в развитии Одесского литературного музея. В 1986 году она переехала в Москву, в течение года работала в государственном музее имени Маяковского.

 

За плечами Марины Лошак большой опыт арт-менеджмента в совершенно разных институциях. Прежде чем стать директором ГМИИ имени Пушкина, она прошла долгий путь искусствоведа и галериста.

 

В начале 1990-х годов Марина Лошак вместе с Еленой Языковой и Любовью Шакс основала галерею “Роза Азора”, которая функционирует и по сей день. В 1998 году она заняла пост “атташе по культуре” СБС-Агро банка и фактически стала отвечать за создание первой банковской коллекции произведений искусства владельца СБС Александра Смоленского. В 1999-2003 годах руководила Московским Центром искусств (МЦИ) на Неглинной, принадлежавшим в то время банку СБС-Агро. За время своей работы в МЦИ Лошак не только успешно организовала ряд выставок русского авангарда, но и сумела придать центру статус музея, специализирующегося на русском модернизме, актуальном искусстве.

 

Марина Лошак курировала винтажный бутик «Brocade» на Патриарших прудах. В середине 2000-х годов Лошак управляла пространством нью-йоркского галериста Гари Татинцяна Tatintsian Gallery. В 2007 году она стала арт-директором художественной галереи «Проун» на территории бывшего винного завода, которая открылась выставкой школы Малевича «Крестьяне. Постсупрематический эпос».

 

Переломной вехой в творческой биографии Марины Лошак стало назначение на должность арт-директора государственного проекта, а именно Музейно-выставочного объединения «Манеж» (включающего ЦВЗ «Манеж», МГВЗ «Новый Манеж», МВЦ «Рабочий и колхозница», ВЗ «Домик Чехова», Музей-мастерская Д.А. Налбандяна и музей Вадима Сидура). Благодаря усилиям Марины Лошак была полностью пересмотрена концепция функционирования московского Манежа, а итогом стала организация выставки AES+F и Пятой Московской биеннале современного искусства «Больше Света» в 2013 году, в рамках которой зрители увидели  работы Альфредо и Исабель Акилисан, Александра Бродского, Джумаади, Давида Клаербоута, Валерия Кошлякова, Алия Сайед, Йона Фридмана.


Фото: sm-news.ru

1 июля 2013 года министр культуры РФ Владимир Мединский назначил Марину Лошак директором ГМИИ имени Пушкина. Принципиально новым направлением музея стало включение в повседневную жизнь так называемых выставок-интервенций, которые демонстрируются параллельно с традиционными экспозициями музея — такое решение для классического музея уже само по себе является в какой-то степени бунтарским, особенно, если вспомнить опыт Эрмитажа с организацией выставки Яна Фабра «Рыцарь отчаяния — воин красоты». Лошак весьма успешно экспериментирует и с проектами современных восточных художников. На выставку шанхайского художника Цая Гоцяна «Осень» в сентябре 2017 года продано 140 000 билетов.

 

При участии Марины Лошак летом 2019 года был реализован проект “Щукин. Биография коллекции". Создание этой выставки — воссоединение двух частей коллекции Сергея Щукина (эрмитажной и пушкинской на Волхонке), которые были варварски поделены между Эрмитажем и Пушкинским в ходе национализации в 1947 году. Сама Марина Лошак назвала этот проект «кармической задачей сделать историю, которая бы переживалась как очень личный драматический рассказ».

 

Лошак смогла повысить самоокупаемость Пушкинского музея: государственные дотации значительно сократились за счет привлечения внебюджетных средств. Продажи билетов на сопровождающие выставки мероприятия (лекции и концерты) и товаров в Интернет-магазинах, поддержка меценатов и патронов — половину бюджета музея теперь составляет его прибыль.

 

Марина Лошак работает над улучшением доступности и открытости выставочного пространства для разных категорий посетителей. В марте 2018 года кабинет директора стал объектом художественной инсталляции, которую мог увидеть любой желающий. Так Лошак хотела обратить внимание на проблему подмены образа музея лицом директора и показать, что личный статус управляющего не во всех случаях должен ассоциироваться со статусом чиновника, особенно если речь идет о сфере изобразительного искусства.

 

В Пушкинском музее существуют программы по реализации инклюзивных проектов для людей с особыми потребностями. У глухих и слабослышащих людей появилась возможность экскурсионного сопровождения на русском жестовом языке, а незрячие посетители могут познакомиться с макетами экспонатов Брайля: «Евангельские сюжеты в голландском и фламандском искусстве XVII века», «Натюрморт — мир на столе», «Прикосновение к античности», «Его высочество стул».

 

Марина Лошак стала одним из инициаторов недавнего проекта “Немосква не за горами”, который открылся 8 августа 2020 года в Центральном выставочном зале “Манеж” в Петербурге. Эта экспозиция — попытка показать современное российское искусство в регионах, но насколько она оказалась успешной, судить может только зритель.

 

Некоторые вопросы в ГМИИ имени Пушкина все еще остаются открытыми. Сегодня в музее практически нет полных коллекций, посвященных современному искусству за рубежом. Вероятно, именно с этим в ближайшие годы Марина Лошак решит разобраться.


Автор: Елизавета Богданчикова

Редактор: Маша Адзхед

Обложка: novayagazeta.ru

Наверх