МЕЙДЖОРЫ, ДИСТРИБЬЮТОРЫ, ПРОКАТЧИКИ: КАК УСТРОЕН КИНОБИЗНЕС В РОССИИ

Когда зрители говорят о производстве фильма, первыми на ум им приходят именно его съёмки. Тем временем за кадром остаётся другая важная часть — дистрибьюция, то есть продвижение этого фильма. Именно она превращает кино в огромный бизнес. От продюсеров до кинотеатров — разбираемся, как устроен этот бизнес в России и кому уходит прибыль от проката.

 

 

В современном кинематографе очень важным показателем для фильма являются его сборы. Чем больше картина соберет в прокате, тем известнее станет режиссёр, востребованнее актёры… и тем больше они заработают. Поэтому важно сделать так, чтобы фильм ждали еще до его выхода на экраны. Съемочная команда подогревает интерес к фильму фотографиями со съемок, аккаунтами в соцсетях, трейлерами и тизерами. Разрекламированность картины может помочь фильму хотя бы окупиться, даже если художественно он вышел слабым. Дистрибьюция не является последним этапом в цепочке производства: она начинается ещё на этапе планирования будущей картины.

 

Почти за все вопросы производства отвечает продюсер. По сути, им может быть кто угодно из съёмочной группы или же отдельный человек из компании, спонсирующей производство. Продюсер проходит с командой весь путь создания кинокартины — от ее планирования до выпуска в кинотеатры. В России крупными продюсерами становятся, в основном, сами режиссеры и принадлежащие им компании. Среди них имена Тимура Бекмамбетова (и его компания “ТаББАк”), Федора Бондарчука (“Арт Пикчерс Студия”), а также Сергея Сельянова и его студии “СТВ”, “Энджой мувис” Сарика Андреасян, “ТРИТЭ” Никиты Михалкова. Эти студии чаще всего получают господдержку на кинопроизводство в России и являются лидерами кинопроизводства.

 

Кроме работы с художественной линией картины, организацией процесса съемок и финансовыми вопросами, продюсер также занимается связями с дистрибьюторами — другим крупным игроком на кинорынке. Дистрибьютором может стать как кинокомпания, так и отдельный человек. Все то время, пока картина находится в производстве, дистрибьютор отвечает за ее рекламу — в журналах и газетах, в Интернете и на ТВ. Он же определяет дату релиза картины и способ ее распространения. Именно дистрибьюторы отвечают за выход фильма в кинотеатрах и/или на других платформах.

 

В России существует так называемая группа мейджоров — пятёрка крупнейших кинодистрибьюторов. В это число входят три представителя западных прокатчиков и две отечественные компании.

 

“Sony Pictures Productions and Releasing”: компания работает с фильмами киностудий “Columbia Pictures”, “Sony Pictures Animation” и другими. Студия периодически продвигает и картины отечественного производства.

 

“Universal Pictures Russia”: российское подразделение “Universal Pictures International”. Занимается дистрибуцией фильмов студий “Universal Pictures”, “DreamWorks”, “Illumination Entertainment”. Также сотрудничает с российскими киностудиями.

 

“Walt Disney Studios”: российский представитель одного из крупнейших западных медиахолдингов, которому принадлежат студии “Pixar”, “20th Century Studios”, “Marvel Studios” и “Lucasfilm” — производители известных франшиз и самых кассово успешных работ.

 

“Каро”: российская компания “Каро Премьер” была создана как официальный дистрибьютор студии “Warner Bros. Pictures” в РФ и некоторых странах СНГ. Чуть позже была создана ещё одна ветка холдинга — кинокомпания “Каропрокат”, которая взяла на себя распространение фильмов уже российского производства.

 

“Централ Партнершип”: кроме того, что компания является официальным дистрибьютором “Paramount Pictures”, она и крупнейший распространитель фильмов российского производства.

 

 

В эпоху популярности стриминговых платформ (“Netflix”, “Amazon”, “Disney+”) многие фильмы минуют кинотеатральный прокат и сразу попадают на эти сервисы. Но кинотеатры всё ещё играют огромную роль в кинобизнесе и, наверное, нескоро ее потеряют. Если картина не сразу выходит на онлайн-платформе, то успешность ее проката в кинотеатрах станет главной задачей дистрибьюторов, продюсеров, да и вообще всей команды фильма. Ведь именно кинотеатры собирают основную прибыль с проката картин.

 

В России существует 2088 кинотеатров, многие из которых представлены крупнейшими сетями кинотеатров: “Киномакс”, “Каро”, “Мираж Синема”, “Синема Стар”. Безусловным лидером среди российских киносетей является объединенная сеть “Синема Парк” и “Формула Кино”. Она насчитывает 626 залов в 30 городах России.

 

Между продюсерами, дистрибьюторами и кинотеатрами и распределяется основной доход от проката картины. Как это происходит? В России (как, впрочем, примерно и во всем остальном киномире) работает такая система: почти половина всех заработанных за прокат денег остаётся кинотеатрам, от 10 до 15% уходит дистрибьюторам, остальные 40-42% — для продюсера. С расчётом на это продюсер и должен выстроить работу так, чтобы в итоге самому не остаться в минусе, если фильм провалится в прокате. Ведь от того, сколько денег принесёт новая работа, зависит не только зарплата самого продюсера, то и зарплата творческой группы. Заработки влияют на имидж самого продюсера и кинокомпании, которую он представляет. Имидж, в свою очередь, будет решающим моментом, определяющим, захотят ли в будущем актёры и режиссёры сотрудничать с этим продюсером или его компанией.

 

В кинобизнесе кассовые сборы являются чуть ли не главным показателем успешности фильма. Если растет разница между затратами на производство и доходами от него (в пользу последних), то можно говорить о популярности фильма и признании. Немаловажную роль в этом играет бизнес-сторона кинопроизводства, основой которого и является продюсер. Он запускает цепочку продвижения картины: находит дистрибьютора, который рекламирует картину и договаривается с кинотеатрами. Кинотеатры, в свою очередь, обеспечивают доступность и массовость кинопоказа. Только после всех этих этапов, когда фильм вышел в прокат, на первый план выходит художественное качество картины.

 


Автор: Елена Сушинина

Редактор: Владимир Большаков

Наверх