МЕЖДУ КАЧЕСТВОМ И КОЛИЧЕСТВОМ: ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ В РОССИИ СЕГОДНЯ

Культура как явление неуправляема. Однако поддерживать её необходимо. Тем временем Министерство культуры РФ всё больше воспринимается как государственная институция, запрещающая концерты, спектакли и фильмы, которые оскорбляют чувства верующих и противоречат традиционному нравственному воспитанию граждан страны. В чём же на самом деле заключается функция министерства и какова её роль в развитии современной культуры в России? Насколько значима фигура Владимира Мединского? Кто же он для представителей творческой профессии: защитник и покровитель или же строгий надзиратель? Журнал МОСТ попытался разобраться в деятельности данной институции и проанализировать его основные направления деятельности.

 

Министру культуры Владимиру Мединскому удалось задержаться на данной должности дольше своих предшественников. Если до него срок службы на посту составлял около четырёх лет, то Мединский возглавляет министерство уже семь лет, с 2012 года. О чем это говорит?

Несмотря на множество дискуссий вокруг его высказываний, которые время от времени будоражат Интернет-общественность (назвал чтение комиксов взрослыми убожеством), ему удаётся “оставаться у руля”. Мединский больше политик, нежели человек культуры, и именно благодаря этому ему удаётся соблюдать баланс между тем, чтобы вести верную с точки зрения государства культурную политику и удовлетворять потребности подконтрольных ему культурных учреждений.

На своём официальном сайте Министерство заявляет: «Мы работаем для того, чтобы изо дня в день Россия укрепляла свой статус великой культурной державы, а каждый из её граждан ощущал свою причастность к нашим национальным культурным ценностям».

Выходит, что основная деятельность данной институции направлена на сохранение традиционной культуры. И, конечно же, не обходится без весьма пафосного ориентира на укрепление статуса великой культурной державы. Судя по отчётам на официальном сайте Министерства, результаты работы подведомственных министерству организаций за последние годы возросли. Но так ли это на самом деле? Ниже рассмотрены несколько ключевых направлений в работе министерства культуры и соотнесены количественные и качественные показатели.

Театр

2019 год объявлен годом театра в России, благодаря чему на развитие данной области был выделен бюджет в 1 млрд 450 млн рублей. Судя по отчётам, в рамках данной программы возросло количество театров в стране, увеличилось число зрителей, проведено множество тематических мероприятий. Также большое внимание Министерство уделяло развитию театра в регионах. Остается верить, что все эти цифры подкреплены и качественными изменениями в театральной жизни страны.

Лучшим подарком “от государства народу” стало освобождение из-под домашнего ареста режиссёра Кирилла Серебренникова. Позиция министерства культуры по его делу также вызывает вопросы. 

Библиотека

Как вернуть звание самой читающей страны в мире в век Интернета и цифровых технологий? Судя по задачам министерства, необходимо привнести все эти блага современного общества в стены библиотек. По статистике, 75% организаций, оказывающих библиотечные услуги, подключены к сети Интернет. Может показаться, что в библиотеки давно никто не ходит, ведь большинство книг можно прочесть онлайн или купить в книжном магазине. А внушительная часть если выходит из дома в поисках пространства для работы, то непременно идёт в кофейни или коворкинг-зоны. Однако многие библиотеки сегодня помимо книг могут предоставить комфортные условия для работы, где точно не будет отвлекать сторонний шум, где есть бесплатный Wi-Fi, стационарные компьютеры и бонусом столовая с едой по доступным ценам. В Петербурге к таким местам можно отнести Российскую Национальную Библиотеку (ст. метро Гостиный двор и ст. метро Парк Победы). Помимо вышеперечисленных благ можно успеть влюбиться в зеленые лампы на столах, проникнуться эстетикой тяжелых деревянных столов и примерить на себя образ молодого учёного. Кажется, в данной области министерство культуры справляется со своими обязанностями, однако очевидно, что предстоит еще большая работа по привлечению молодёжи в библиотечные пространства.

 

Музейное дело

За последние годы многие наблюдают положительную тенденцию в развитии музейного дела. К примеру, в 2016 году общее количество посетителей музеев РФ составило 123 миллиона человек, а в 2018 году удалось достигнуть 130 миллионов. Эрмитаж, Пушкинский музей, Третьяковская галерея, ЦСИ Гараж процветают и радуют своими выставками искушённую публику. Подобные выставочные пространства больше не ассоциируются со скучными школьными экскурсиями и публикой пенсионного возраста. В данной области появилось много молодых специалистов и посетителей, которые хотят чувствовать свою принадлежность к элитарной культуре и идти в ногу со своими инстаграм- кумирами. Нельзя сказать, что данная тенденция охватывает все молодое поколение, в регионах ситуация несколько иная, но всё же ориентиры молодых модников ясны.

Однако не музеями едиными. Число прецедентов с сорванными выставками по вине религиозных, политических активистов в частных галереях не уменьшается. Сложности с восприятием современного искусства и свободного художественного высказывания не теряют своей актуальности. Министерство культуры стоит на страже национальной идентичности своих граждан и её традиций. И всё же не хватает куда более решительных шагов по защите современных авторов от радикальных движений.

Кино

Глядя на российские фильмы последнего года, зритель воскликнет: «Уберите детей от экранов телевизора – там снова Александр Петров мир спасает! Верните Данилу Козловского!».

Глядя на то, как стремительно развивается мировой кинематограф, зритель требует такого же темпа от отечественного кино. Однако политика Министерства с многомиллионными вложениями в кинематограф не приносит желаемого успеха. Вероятно, это связано с тем, что большая часть финансирования направлена на создание фильмов, так или иначе возвеличивающих мощь России. Очевидно, что кинематограф, в силу своей массовости, суть наиболее действенный метод по воспитанию граждан. Но выглядят слишком неизобретательными создатели фильмов в своих методах, и зритель чувствует, что ему пытаются “подсунуть” очередной фильм, где весь мир против СССР/России (порой не различить), но русский, несмотря на все трудности, побеждает. 

Для продвижения своего продукта Министерство откладывает премьеры успешных зарубежных фильмов, пытается бороться с популярными критиками российского кино на YouTube – BadComedian, к примеру. Ведомство, наоборот, должно развивать институт критики, благодаря которому в любой области удаётся сохранить баланс между качеством и количеством.

Российское кино делится на два типа: первый описан выше, а второй – это те режиссеры, сценаристы и продюсеры, которые делают так называемое «фестивальное» кино. Но государство не спешит поддерживать кино, в котором показывается та Россия, что не вписывается в рамки их представлений о великой державе. Неудивительно, что в отчёте нет ни слова о таком кино, а ведь за последние годы зритель наблюдает положительную статистику, где молодым кинематографистам удаётся выйти на зарубежного зрителя и получить награды на кинофестивалях.

Культура серьёзно связана с политикой, но отсутствие единения представителей культуры и искусства в стране, разделённых благосклонностью государства на два лагеря, не позволяет ей развиваться. Министерству культуры ещё только предстоит взять курс на воспитание терпимости к многообразию художественного высказывания. Ему еще предстоит научиться действовать, когда в отношении деятелей культуры и искусства совершаются противоправные действия.


Автор: Зарина Ахметзянова

Редактор: Владимир Большаков

Изображения: Министерство культуры РФ

Наверх