МНЕНИЕ КАК ЦЕНЗУРА: О ПУБЛИЧНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЯХ МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ ВЛАДИМИРА МЕДИНСКОГО И ИХ ВЛИЯНИИ НА РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ

Уже восьмой год пост министра культуры РФ занимает Владимир Мединский. В интервью СМИ нередко задают государственному деятелю вопросы касательно его личных вкусов и предпочтений. Влияет ли мнение Мединского об искусстве на проводимую правительством политику и формирование общественной точки зрения? Разбираемся в новом материале.

 

Реплика Владимира Мединского о его неодобрительном отношении к фильму Тодда Филлипса “Джокер” сразу вызвала общественный резонанс. Ряд новостных каналов не пожалели эфирного времени на то, чтобы упомянуть о комментарии министра, прозвучавшем в интервью “Авторадио” в октябре 2019 года. Среди них – Иван Ургант, который в первом ноябрьском выпуске своего вечернего шоу не забыл включить в сводку новостей столь резкий отзыв.

“Цензура в стране запрещена конституцией. Для нее нет никаких возможностей. Нельзя продавать только то, что не разрешено законом. Есть узкий перечень, среди них – порнография, сюжеты, транслирующие религиозную и национальную нетерпимость”, – подчеркнул Мединский. Однако после выхода “Джокера” в Минкультуры стали поступать обращения с вопросом, почему фильм не запретили к показу в России.

“Какие у нас для этого основания? Кому-то нравится, кому-то – нет. Кто-то видит в этом пропаганду зла, кто-то – добра”, – отреагировал на критику картины министр. Тем не менее, лично он солидарен с отрицательной оценкой фильма. Владимир Мединский рассказал, как ранее смотрел “другие марвеловские комиксы” минут по десять, но они такого негатива не вызывали.

“Я редко высказываю личное мнение о произведениях искусства – вроде как это неправильно, с моей точки зрения. Однако, при обращении в Минкультуры у этого фильма не было бы ни одного шанса на поддержку. Не понравился мне, не буду распространяться”. Так отреагировал государственный деятель на американский триллер. Только вот, как сказал сам Мединский, мнений много, и все они разные. Фильм уже завоевал главную награду Венецианского кинофестиваля.

В июне 2018 года в интервью РБК министр назвал Голливуд “всемирной машиной, совмещающей зарабатывание денег и промывание мозгов”. Тем не менее, Мединский отметил, что между отечественной и зарубежной киноиндустрией присутствуют как сотрудничество, так и конкуренция. Кино формирует сознание. Вот почему это идеологически важные сегменты рынка, за которые нужно бороться, и финансово в том числе. Министр также опроверг суждения о своей нелюбви к голливудскому кинематографу. К примеру, ему по душе пришёлся фильм “Три билборда на границе Эббинга, Миссури”. И в отношении сериалов мнение государственного деятеля сложилось позитивным образом. Некоторые из них он может называть гениальными. “Нам еще учиться и учиться”.

На вопрос журналиста Максима Шевченко в 2017 году касательно балета “Нуреев” министр в принципе не стал отвечать, пояснив, что любой комментарий будет истолкован как цензура. И правда, неловкое высказывание в отношении “Джокера” подняло волну критических постов в социальных сетях. Что это, если не надзор за содержанием кино? Есть ли у министерства полномочия к запрету фильмов? Эти вопросы продолжают появляться на просторах Интернета. Но действительно ли есть основания для серьёзной обеспокоенности ситуацией в Минкультуры?

“Цензура убивает творческую мысль”, – в 2017 году сказал министр. Вероятно, его отношение к всяческому подавлению нетрадиционных взглядов, выраженных в искусстве, и сейчас остаётся таковым. Конечно, можно вспомнить о понятии “госзаказ”. Владимир Мединский отметил, что министерство формирует его, когда нужно. Приоритетным содержанием кино могут быть сюжеты о человеке труда, борьбе с терроризмом, спорте. Но это не означает, что будут выпущены картины только на утвержденные темы. Более того, результаты творческого конкурса, проводимого в рамках выполнения заказа, подводятся специальной комиссией. Жюри состоит из режиссёров, то есть, людей искусства, а не политики.

Личные вкусы, которыми Мединский как образованный человек непременно обладает, он вряд ли выносит на всеобщее обозрение целенаправленно. О том, что министру нравятся фильм “Семнадцать мгновений весны” и книга “Повесть о настоящем человеке”, общественность узнаёт лишь после чётко заданного вопроса в ходе интервью, а не в результате намерения государственного деятеля поделиться своими предпочтениями.

Безусловно, в число задач Министерства культуры входит поддержка отечественного производителя кино. Здесь можно вспомнить историю с  релизом “Приключений Паддингтона – 2”, когда премьеру фильма попросту “подвинули” ради другого, но уже российского кино. Предпочтение решили отдать отечественному кинопродукту. Это вызвало возмущение у зрителей, чьё мнение не учли. Российская ассоциация владельцев кинотеатров адресовала правительству открытое обращение, назвав перенос премьеры “недопустимым фактом грубого прямого вмешательства в хозяйственную деятельность коммерческих предприятий”. На недовольство министр культуры ответил: “У нас кого ни тронь, все начинают орать о цензуре. Мы будем делать все в интересах отрасли, российского кино, но не в интересах Голливуда. Каждое наше усилие, в том числе и перенос даты, разводка конкурентов ведут к тому, что растут все сборы”. Продюсер Евгений Гиндилис отметил, что Минкультуры не имеет права на определение даты релиза фильма.

Объективных доказательств тому, что личное мнение Мединского определяет направление работы всего министерства, нет. По крайней мере, “Джокер” не покинул афиши российских кинотеатров, а книги самого государственного деятеля не стали единственно доступными в продаже. Что касается общественной точки зрения, безусловно, она формируется под влиянием авторитетных лиц, таких как министр культуры.


Автор: Анастасия Передреева

Редактор: Владимир Большаков

Наверх