МОНЕ, ДАЛИ, БУДДА: ЧТО СТАЛО С МНОГОМИЛЛИАРДНЫМ НАСЛЕДСТВОМ ГЛАВЫ SAMSUNG

Коллекция, оставшаяся после смерти главы Samsung Ли Гон Хи, насчитывает 23 тысячи предметов искусства стоимостью более 131 миллиарда рублей. Среди них — работы Шагала и Дали, Моне и Ли Чон Сопа. Что помешало семье южнокорейского магната оставить шедевры у себя? Почему музеи не смогли купить их? И при чем тут благотворительность и японский империализм? 


Председатель корпорации Samsung Group Ли Гон Хи был самым богатым человеком Южной Кореи. По данным Forbes, его состояние оценивалось в более 26 000 000 000 000 вон (1 000 000 000 000 рублей). Samsung основал отец Гон Хи, Ли Бён Чхоль. При нем компания занималась продажей лишь дешевых и некачественных товаров. Ли Гон Хи изменил подход к производству продукции и корпоративную культуру компании. Передовые технологии в сочетании с возможностью сотрудников давать начальству обратную связь превратили Samsung в международную империю.

Любовь к искусству Ли Гон Хи тоже унаследовал от отца. В отличие от него, Гон Хи не боялся вкладывать деньги в скульптуры и картины. Его коллекция насчитывала более 23 000 произведений искусства и оценивалась в более чем 2 000 000 000 000 вон (131 000 000 000 рублей). Точное число предметов и их стоимость неизвестны.

Искусство в законе

После смерти Ли Гон Хи 25 октября 2020 года его имущество, включая произведения искусства, перешло жене и детям. В Южной Корее действует налог на наследство один из самых высоких в мире. Для семьи Ли он составил около 60% наследуемых активов примерно 10 000 000 000 000 вон. Для сравнения, в России гораздо меньше оснований для уплаты такого налога, но при продаже наследуемых предметов искусства он не может превышать 1 000 000 000 рублей для дальних родственников и 100 000 рублей для близких.

Согласно действующему законодательству Южной Кореи, альтернативой деньгам при уплате налогов могут быть только ценные бумаги и недвижимость. Министры культуры страны и главы культурных организаций опасались, что жена и дети Ли продадут коллекцию, чтобы покрыть часть налога. Если бы они решились на это, то, скорее всего, предложили бы произведения искусства международным коллекционерам. Тогда полотна и скульптуры оказались бы разбросаны по всему миру, и часть из них исчезла бы из поля зрения общественности. 

У семьи Ли изначально не было смысла продавать шедевры внутри Кореи. Музеи страны не смогли бы позволить себе такую роскошь. Часть картин написали знаменитые западные мастера, среди которых Клод Моне и Сальвадор Дали. Например, бюджет на покупку произведений Национального музея современного искусства Кореи составляет 4 800 000 000 000 вон (315 280 320 000 рублей) недостаточно, чтобы купить даже одну скульптуру Джакометти стоимостью более 100 000 000 000 вон (6 568 340 000 рублей).

Законодательство Кореи допускает налоговые льготы при передаче наследниками произведений искусства государственным учреждениям этой возможностью и решили воспользоваться жена и дети Ли. Семья сообщила, что оплатит полный счет несколькими платежами. Сумма в три или четыре раза превышает общий доход правительства от налога на недвижимость 2020 года. 

Музеи Leeum и Hoam, управляемые культурным фондом Samsung, закрылись в начале пандемии, хотя большинство других художественных учреждений в стране продолжили работу. В 2017 году Хон Ра Хи, жена Ли Гон Хи, ушла с поста директора Leeum после того, как их сын Ли Джэ Ён был арестован по обвинению во взяточничестве. Музей отменил специальные выставки. Сейчас Ли Джэ Ён отбывает тюремное заключение, его приговорили к двум с половиной годам лишения свободы. 

Траектория произведений

Полотна и скульптуры несколько месяцев проходили процедуру оценки. В результате около 23 000 шедевров семья Ли пожертвовала музеям Южной Кореи.

«Большинство предметов из коллекции Ли переданы в дар, что стало крупнейшим пожертвованием в области искусства,  сказал Хван Хи, министр культуры, спорта и туризма. Начиная с июня некоторые работы будут демонстрироваться в Национальном музее Кореи».

1488 современных шедевров были пожертвованы в Национальный музей современного искусства Кореи (MMCA), а 21 600 предметов антиквариата, в том числе около 60 национальных сокровищ, переданы Национальному музею Кореи.

MMCA признал, что музею не хватает места в хранилищах в Сеуле, Квачхоне, Кёнгидо, Чхонджу и Северном Чхунчхоне. Вся коллекция Ли, переданная в дар MMCA, сейчас находится в хранилище Квачхон. 

«Мы ведем переговоры об увеличении складских помещений с правительственными подразделениями», сообщил представитель MMCA.

Фото: fr.wahooart.com

Большая часть работ принадлежит корейским современным художникам и малая доля современным иностранным. Коллекция состоит из 412 картин, 371 гравюры, 296 корейских картин, 161 рисунка, 136 ремесленных работ и 194 скульптур. Музей представит такие шедевры, как «Пруд с кувшинками» Клода Моне, «Любители букетов» Марка Шагала, «Семейство сумчатых кентавров» Сальвадора Дали. 

Среди пожертвованных работ знаменитые полотна Ли Чон Сопа «Бык» и «Белый бык». Эти животные были центральными фигурами многих работ художника. Быки символ национальной идентичности Кореи во время правления династии Чосон, когда страна была японской колонией. «Белый бык» пропал из поля зрения общественности в начале 1970 годов с тех пор, как в последний раз выставлялся публично.

Фото: commons.wikimedia.org

Музей также покажет картины абстракционистов Ким Ван Ки, Чан Ук Чина и Пак Су Гына. Кроме того, будут выставлены редкие полотна Ра Хё-Сок. Она была первой корейской художницей, начавшей писать свои картины в западном стиле. Хё-Сок защищала права женщин и посвятила этому свою книгу «Признание в разводе». Большинство работ Ра, созданных в начале 1900 годов, либо находились в частной коллекции Ли, вдали от чужих глаз, либо были уничтожены. 

Музей проведет три выставки, посвященные последним приобретениям: «Коллекция Ли Гон Хи: Современные шедевры» (предварительное название) в августе, затем «Коллекция Ли Гон Хи: Иностранные мастера» в декабре и «Коллекция Ли Гон Хи: Специальная выставка Ли Чон Сопа» в марте 2022 года. 

Коллекция Национального музея Кореи пополнилась несколькими национальными сокровищами, среди которых «Картина Бодхисаттвы Великого сострадания с тысячей рук» одной из немногих сохранившихся буддийских картин периода Корё. Полотна этого времени отличаются своими плавными линиями, сложными деталями, роскошными золотыми пигментами, мистическими оттенками и яркостью. Такой эффект достигался путем нанесения пигментов как на заднюю, так и на переднюю часть шелка. 

Одна из самых заметных работ, вошедших в коллекцию Национального музея Кореи пейзаж эпохи Чосон «После дождя на горе Инванг» (Inwang Jesaekdo) легендарного художника Чон Сона. Этот объект Национального достояния Южной Кореи отражает период жизни Чон Сона, когда он отошел от китайских стилей к корейским и пробовал новые творческие техники.

Фото: commons.wikimedia.org

143 работы получат региональные музеи, включая Художественную галерею Ли Чон Сопа на острове Чеджу, Музей Пак Су Гына в провинции Канвондо, Художественный музей Тэгу, Художественный музей Кванджу, Художественный музей Чоннам в Кванъяне, провинция Чолла-Намдо, и Сеульский национальный университет. 

Полотна Пак Су Гына прибыли в одноименный музей. Его работы оцениваются в более 1 000 000 000 000 (65 600 600 000 рублей). До пожертвования в музее было 10 написанных маслом картин Су Гына. На сегодняшний день сохранилось около 500 работ художника. 

Уникальная техника матье придает картинам Пака необычную текстуру и превращает холст в гранит. Художник совершенствовал свое мастерство на протяжении всей жизни.

Картина Су Гына «Свободное время» стала частью коллекции музея. До этого она вернулась в Южную Корею в 2003 году, где была куплена на аукционе Christie's. Музей отказался комментировать, как именно полотно попало в коллекцию Ли Гон Хи. На предстоящей выставке будет выделен раздел для пожертвованных работ.

Фото: christies.com

Художественный музей Ли Чон Сопа на острове Чеджу представляет 59 работ художника, 12 из которых принадлежат коллекции Ли Гон Хи. Шесть картин маслом, акварель, три открытки и два рисунка Eunjihwa, выполненные на серебряной фольге сигаретных пачек, перешли в дар музею.

Художественный музей Ли Чон Сопа представит дополнения к своей коллекции в начале сентября, к годовщине смерти художника.

Работы Джакометти, Фрэнсиса Бэкона и Марка Ротко останутся во владении семьи Ли. Скульптура Джакометти 1960 года «Высокая женщина III» оценивалась в 140 000 000 долларов (10 359 552 000 рублей), а картина Фрэнсиса Бэкона 1962 года «Фигура в комнате» в 133 000 000 долларов (9 841 574 400 рублей), сообщает Korea Economic Daily. 

Будущий музей

Пожертвование представителя Ли подогрело споры в пользу создания музея современного искусства. Этот вопрос уже давно обсуждается в южнокорейском культурном сообществе.

Около 100 человек сформировали комитет по повышению осведомленности о необходимости создания музея. В его состав входят искусствоведы, бывшие сотрудники национального музея и правительства, а также известные художники, в том числе Пак Со Бо и Хан Ман Янг.

«Корейцам свойственна тенденция рассматривать современную историю как нечто, что мы хотим скрыть из-за японского империализма», сказал историк искусства и член комитета Чхве Юл.

Семья Ли займется благотворительностью и окажет финансовую помощь в создании специализированной лаборатории инфекционных заболеваний. Пока неясно, потребуется ли им покупать акции Samsung, чтобы оплачивать задуманное.


Автор: Анастасия Панина

Редактор: Дарья Федорченко

Обложка: edition.cnn.com

Наверх