«МЫ ИСКАЛИ СЕБЯ И ПРОЯВИЛИСЬ ИНАЧЕ»: ЧТО МОЖНО УВИДЕТЬ НА ВЫСТАВКЕ «ПОКОЛЕНИЕ ТРИДЦАТИЛЕТНИХ» В РУССКОМ МУЗЕЕ

4 марта в Мраморном дворце Русского музея состоялось открытие выставки «Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве», где собраны работы художников поколения Y и чей творческий путь связан с Петербургом. Экспозиция разделена на три тематические группы, в каждой из которых приняли участие художники-миллениалы. Какие работы можно увидеть на выставке и кому она может понравиться — в нашем материале.

 

 

Организаторы выставки «Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве» в Русском музее делают особый акцент на возрасте художников это представители 1980-1990-х годов. Кураторам Анастасии Карловой и Марии Салтановой важен культурный дискурс для исследования эпохи и воздействие этой эпохи на творчество петербургских художников. Существуют общие события и явления, оказавшие влияние на жизнь миллениалов. Финансовый кризис, появление Интернета, негативные примеры из прошлого все это отразилось на их восприятии мира и отношении к ценностям предшествующих поколений. В работах художников зритель может увидеть тенденции к замкнутости на своем внутреннем мире и зацикленности на детском опыте.

 

Миллениалы первое цифровое поколение, развивающееся под влиянием технологий. Поскольку в Интернете есть острая необходимость в самовыражении, люди быстро подхватили тенденцию «быть не такими, как все», стали активно общаться, создавать мемы. Менее раскрепощенные пользователи пристрастились к анонимному общению или изоляции от общества. Художники стали использовать новые и ранее не приспособленные для творчества материалы, они приступили к изучению и эксплуатации Интернет-ресурсов.

 

Диалог с материалом

 

В первых залах экспонируются скульптура, живопись и графика, созданная из подручных средств гвоздей (Надежда Косинская, «Платье»), угля (Лиза Бобкова, «Уголь в углу»), керамзита (Антонина Фатхуллина, «Союз Земли и Воздуха»). По словам старшей научной сотрудницы отдела новейших течений Русского музея Марии Салтановой, художники использовали столько видов нового материала, что работникам музея пришлось вводить их в базу вручную. Почти алчное стремление к оригинальности художников отражает их стремление к индивидуальности, попытку создать нечто уникальное, в первую очередь, за счет инструмента, а не формы и содержания. Мария Салтанова полагает, что свой отпечаток в сознании поколения Y оставила российская образовательная система. В подростковые годы миллениалов в школе еще были актуальны уроки труда, где девочки вышивали, а мальчики работали на станках. Назло гендерным предрассудкам Антонина Фатхуллина варит арматуру, а Иван Тузов выкладывает мозаику с изображениями Микки Мауса и Чебурашки. Поиск современного художественного языка привел к формированию привязанности к материалам. В эпоху доминирования компьютерных технологий над другими инструментами это оказалось важным. Нестор Энгельке представил работы «Деревянный портрет» и «Дачная архитектура» в технике деревописи. Рисунки топором на дереве будто бы принуждают зрителя вырваться из цифрового мира, отсылают в почти примитивное прошлое.

 

Фото: Анна Мартыненко, "Пакетик". Русский музей

 

Внутри себя

 

Вторая группа работ объединена мотивом погруженности в себя и отличается глубоким психологизмом. Художники изолируются от окружающего мира, чтобы сосредоточиться на собственном. Лера Нибиру в видеоинсталляции «Путешествие по ту сторону» исследует мир снов, детских страхов и фантазий, Иван Плющ в «Неизбежности воплощения» тему времени. Фантазийность экспонатов в этой секции подчеркнуто цифровизирована. Внедрение технологий сделало доступным то, что казалось невозможным, что позволило поколению Y визуализировать смелые художественные идеи. «Горчичное зерно» Дениса Патракеева это способ подглядеть за скитаниями художника. Автор работы, переодетый в костюм самого себя, транслируется через экраны, помещенные в несколько деревянных коробок со щелями. Художник будто показывает искаженные образы людей в соцсетях, на которые можно посмотреть через экран монитора, или подключает зрителя к своему творческому процессу.

 

Среда обитания

 

Последний зал выставки посвящен взаимодействию художника и города. Здесь экспонируются не граффити, скопированные со стен улиц, а воспоминания и завуалированная в ностальгические этюды благодарность среде, из которой художники вышли. Коллаж Павла Плетнева отражает чувство разобщенности, эффект создается за счет оригинального расположения миниатюрных балконов хрущевок: некоторые из них сшиты между собой, другие размещены поодаль. Образность в работе отсутствует, автор раскрывает идею при помощи детально проработанных атрибутов времени уличных объявлений, наклеек и прочего. Покрас Лампас подготовил монументальную каллиграфическую инсталляцию специально к выставке. По словам художника, миллениалы в свое время почувствовали свободу: «Сменилась парадигма потребления информации. Соцсети дикий рывок с точки зрения технологического прогресса. На переломе тысячелетий мы искали себя и проявились иначе».

 

Выставка «Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве» продлится до 14 июня 2021 года.


Автор: Диана Садретдинова

Редактор: Екатерина Колесникова

Обложка: Константин Бенькович, “Коктейль Молотова". Русский музей

Наверх