НЕ ВСЕ ТАК БЕЗНАДЕЖНО: КАК РАЗВИВАЕТСЯ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО В КАЛУГЕ

Художнику всегда необходим зритель. В Москве с этим проблем нет, но в регионах все не так гладко из-за отсутствия выставочных площадок либо того самого заинтересованного зрителя. Из общего пессимистического фона выбивается город Калуга, где несколько лет назад появились сразу две площадки: построенный на деньги из федерального бюджета Инновационный Культурный центр (ИКЦ) и независимый проект Pro Art`s. Рассказываем, что еще стоит увидеть в этом городе.

 

 

В 2020 году в Калуге продолжают свою работу несколько старых камерных выставочных залов, например, галерея в Доме Музыки и Выставочный зал Дома Художника. С 2006 года в Калужском Доме Музыки работает картинная галерея, где раньше проводились выставки и вернисажи, перформансы и камерные концерты. Профессиональное, современное световое оборудование галереи (как пишут на сайте организации) позволяет посетителям “в полной мере погрузиться в атмосферу изобразительного искусства”. Только вот последние несколько лет “погрузиться” никак не удаётся – руководство сменилось, и все немногочисленные городские выставки переместились на другие площадки. Дом Музыки галерею пока не закрывает.

 

ИКЦ – еще одна современная многофункциональная площадка в Калуге, где регулярно проходят выставки, перформансы, спектакли, лекции, концерты и мастер-классы от экспертов в разных областях науки, культуры и искусства. Есть мастерская керамики и фотостудия, результатом работы которой являются регулярные фотовыставки.

 

Выставочный зал ИКЦ задуман как пространство взаимодействия: искусства и кураторов, искусства и зрителей, творческих людей. Выставки современного искусства рассматриваются как система взаимоотношений “пространство – экспонат – человек”. Искусство как пространство коммуникации – главная тема концепции выставочной деятельности ИКЦ.

 

Художественные выставки в Калуге проходят регулярно, только обычно на них появляются работы художников из Москвы или других регионов России. Ещё чаще выставочный зал занимает фотовыставка, опять же не-местных авторов.

 

В галерее Pro Art`s выставочная программа направлена на исследование и презентацию актуальных художественных практик, продвижение и популяризацию современного визуального искусства в регионе, а также формирование регионального арт-рынка. Часто проводятся лекции с известными современными художниками, которые приезжают из Москвы и других регионов. Но есть ли в самой Калуге те, кто способен рассказать что-то интересное или поделиться опытом? Нет? Или просто не зовут?

 

 

Не всё так безнадежно для молодых художников в Калуге. При условии, что ты являешься членом Калужской областной организации Союза Художников России. Вот только членство сначала нужно заслужить. Многие художники нашли из этого выход. Они выносят свои работы за пределы галерей, выходят на улицу и расписывают стену какого-нибудь заброшенного дома.

 

Мы пообщались с калужским стрит-арт художником MTRD, чтобы понять, как складывается здесь художественная жизнь.

 

– Раскроешь своё имя или оставим читателям загадочный псевдоним?

 

– Думаю, раскрывать не стоит. Всё что я делаю на улице, я делаю под ником MTRD (Moutard), под ним я известен зрителям, в Калуге он узнаваем.

 

– Используешь псевдоним в обычной жизни или это имя исключительно для творчества?

 

– В жизни никто меня так конечно не называет, исключительно по имени.

 

– Учился ли ты академическому рисунку? Где?

 

– Высшего худобразования у меня нет. Рисую сколько себя помню, в школе ходил в художку, но бросил, было скучно. В институте посещал курсы живописи и графики, но это тоже меня не вдохновило надолго. Предпочитаю самообучение. Верю, что если что-то сумел один художник, сумеет и другой.

 

– Как пришёл к тому, чтобы перенести свои работы с холста на стены города?

 

– Давным-давно я участвовал в выставке, для которой сделал серию постеров, мне подогнали большой рулон бумаги. А через какое-то время в руки попала книга про берлинский стрит-арт, где я увидел что такие постеры люди клеят на улице, это очень вдохновило. Так появились первые бумажные работы. Потом уже взялся за краски и баллончики.

 

– Что испытываешь, когда очередную тобой сделанную стену закрашивают коммунальщики? Часто твои работы исчезают с улиц?

 

– Испытываю азарт, идешь утром сфотографировать и гадаешь “закрасили/не закрасили". Почти всё, что делал в центре, уже уничтожено, поэтому последнее время предпочитаю “заброшки” и окраины, там никто не закрасит, и ничье имущество не пострадает.

 

– Как ты считаешь, коммерческие работы на заказ, роспись стен в квартирах и домах – это искусство или способ заработать на воплощение идей?

 

– Коммерческие заказы – это работа, ремесло, тебе говорят что нужно, ты предлагаешь оптимальное решение, не более. Всё что для “себя" – на улице, на холсте дома.

 

– Есть ли перспективы развития стрит-арта в Калуге?

 

– Развитие есть, создан паблик, готовится книга, появилась своя площадка для выставок, безусловно это всё на энтузиазме. Есть интерес и со стороны людей, продвигающих в Калуге современное искусство. Надеемся, при их поддержке будет в обозримом будущем фестиваль.

 

– Ты говоришь про площадку для выставок, а где она? Позовете на открытие очередной выставки?

 

– Галерея “Яма в гараже", это буквальный андеграунд, поскольку помещение, как видно из названия, находится под землей. В нашей группе ВКонтакте выкладываем анонсы, приходите, карта там тоже есть.

 

– Есть ли поддержка со стороны меценатов или Минкульта?

 

– Поддержки материальной нет, но её никто и не ждёт.

 

– Были ли у тебя мысли уехать из родного города, например, в Москву?

 

– Из родного города я уехал 10 лет назад, я не калужанин, грубо говоря, родился в Людиново, это в области. В Москве сотрудничаю с дизайн-студией, выполняю заказы по росписи интерьеров, так что часто там бываю.

 

Близость к Москве не вынуждает калужских художников переезжать в столицу, чтобы организовывать выставки или брать крупные оформительские проекты. Кто посмелее, конечно, переезжает. И все же мегаполис чаще поглощает то, что будет ярко гореть в небольшом провинциальном городе.

 


Автор: Анна Белякова

Редактор: Владимир Большаков

Наверх