НЕУДАЧНЫЙ СЕКС, ТАТАРСКОЕ БАРОККО И ВАДИМ: ЧЕМ УДИВИЛ БЕРЛИНАЛЕ В 2021 ГОДУ

Весна 2021 года началась с Берлинале-2021. За пять дней кинофестиваля жюри просмотрело более 160 фильмов из 11 программ. Как проходил показ в пандемию коронавируса, о чем фильм, получивший Золотого медведя, и что значит стать царевной по мнению амбассадора «татарского барокко» — в нашем материале.

 

 

Берлинале — это ежегодный международный кинофестиваль, который проводится с 1951 года. В 2021 году он прошел в 71-й раз и впервые в онлайн-формате из-за пандемии коронавируса. Фестиваль разделили на два этапа: показ для представителей киноиндустрии прошел с 1 по 5 марта, а с 9 по 20 июня фильмы-победителей представят широкой публике, и пройдет торжественное вручение наград. Карантин изменил не только формат фестиваля, но и  количество фильмов в программах. На 71-м Берлинале сократили размеры многих конкурсов: картин показали меньше. Руководительница секции «Форум» Кристина Норд отмечает, что было сложно отобрать 17 фильмов вместо 35: «Нам очень жаль каждый фильм, который не попал в программу».

 

2021 году в состав жюри вошли шесть режиссеров-обладателей Золотого медведя, в том числе Мохаммад Расулоф, который получил главный приз на прошлогоднем кинофестивале за фильм «Здесь нет зла». Судейская коллегия кинофестиваля стала гендерно нейтральной. Три женщины и трое мужчин решали, кому присудить Золотого и Серебряных медведей.

 

Победители основного конкурса

 

В последний день кинофестиваля в 12:00 по немецкому времени (в 14:00 по московскому) в онлайн-трансляции на Youtube-канале объявили победителей в восьми номинациях основного конкурса. С 2021 года Берлинале отказался от гендерного разделения призов, поэтому отменили призы за лучшую мужскую и женскую роли, а оставили только за «лучшую главную» и «лучшую роль второго плана». Об этом стало известно еще в августе 2020 года.

 

Золотого медведя в номинации «Лучший фильм» получила кинокартина румынского режиссера Раду Жуде «Неудачный секс, или Сумасшедшее порно».

 

Фото: berlinale.de

 

Картина начинается с видео, на котором учительница Эми занимается сексом с мужем. Видео попало в сеть и стало причиной многих проблем девушки. После резкого ввода в сюжет картина разделена на три части. В первой Эми идет через Бухарест. Проходит мимо полуразрушенных домов, рынков, людей в масках, осенних деревьев. Девушка собирается попросить помощи у директрисы, которая должна ее понять. Вторая часть — это бесконечный поток мыслей, набор цитат, анекдотов, легенд. Миф о Персее становится апогеем философии фильма: зеркальный щит отражает смертельный взгляд Медузы Горгоны и превращает ее же саму в камень. Финальная часть показывает школьное собрание, которое превращается в суд над учительницей. Обществу нужно кого-то обвинить, чтобы забыть о своих грехах и не чувствовать себя бесполезными.

 

Гран-при жюри получил фильм «Колесо фортуны и фантазии» («Wheel of Fortune and Fantasy») Рюсукэ Хамагути. Лучшая режиссура — Денеш Надь за венгерскую драму о Второй мировой войне «Естественный свет» («Natural Light»). Приз жюри — документальный фильм «Мистер Бахманн и его класс» («Mr Bachmann and His Class») Марии Шпет. Лучшая главная роль — Марен Эггерт за игру в фантастической романтической комедии «Я твой человек» («I’m Your Man»).

 

Лучшая роль второго плана — Лила Кицлингер за роль в драме «Лес — Я вижу тебя везде» («Forest – I See You Everywhere»). Лучший сценарий — корейский режиссер Хон Сан Су за работу в фильме «Вступление» («Introduction»). За выдающийся художественный вклад — киномонтажер Ибран Асуад за работу в ленте «Полицейский фильм» («Una película de policías»).

 

Царевна и Вадим на Берлинале

 

Хотя в 2021 году российские фильмы не попали в программу основного конкурса Берлинале, на фестивале показали два российских фильма. Фильмы не получили наград, но без внимания не остались.

 

Фото: buro247.ru

 

Дебютный фильм петербургской фотохудожницы Юлдус Бахтиозиной «Дочь рыбака» («Tzarevna Scaling») был представлен в программе «Форум». В эту секцию обычно попадает экспериментальное, социально-политическое кино. В этом году в программу вошли 17 картин из 17 стран. В фильмах программы пересматривается историческое наследие, выбираются удивительные пути, а непредсказуемость становится продуктивной.

 

«Дочь рыбака» — это сказочная сатира в стиле «татарского барокко», как говорит сама режиссер. Продавщица небольшого рыбного магазина Полина страдает после исчезновения брата и едва удерживает связь с реальностью. Девушка находит поддержку в рекламе, следует ее указаниям и ждет своего превращения в царевну. Для этого нужно лишь выйти из комнаты. Но в действительности Полина сталкивается с жестоким миром, потонувшем в бюрократии.

 

По словам Юлдус, фильм создавался, в первую очередь, для современной молодежи с посылом о том, что для достижения цели нужно трудиться. Режиссеру важно было вдохновить россиян русским фольклором, переосмыслить его. Поэтому кинокартина на языке фольклора говорит о современных проблемах.

 

На то, чтобы снять фильм в жанре сказки, девушку вдохновила книга Проппа «Морфология волшебной сказки» — работа об архетипах сказочных героев. Каждый образ в фильме, как и персонажи сказок, обладает дихотомией. Его можно раскладывать на множество слоев, рассматривать каждый элемент в отдельности и компоновать по-новому.

 

Фильм про «царевность человека любого пола» напоминает о самобытности каждого. Картина посвящена поиску собственного нарратива: важно найти свой счастливый сюжет и принять тот факт, что не во всем можно преуспеть и не всем дано быть лучше всех. Не нужно стараться повторить чей-либо успех — нужно проживать свой.

 

Фото: berlinale.de

 

Картина режиссера-экспериментатора Саши Свирского «Вадим на прогулке» («Vadim on a walk») попала в программу короткометражного кино. Режиссер уже принимал участие в Берлинале в 2020 году с фильмом «Мой галактический двойник галактион».

 

Восьмиминутный анимированный фильм «Вадим на прогулке» рассказывает о трансформации и внутреннем освобождении главного героя, который обнаружил себя в безрадостной череде будней офисного рабочего. Вадим набрался храбрости и покинул свое привычное место. Герой столкнулся лицом к лицу с неизвестностью внешнего неисследованного мира. В широких мазках и ярких красках режиссер передает всю красоту и жестокость, с которыми сталкивается Вадим.


Автор: Аня Иванова

Редактор: Владимир Большаков

Обложка: deutsche-filmakademie.de

Наверх