НОЧЬ, СВОБОДА, МУЗЫКА: ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ JAGERVIBES В РОССИИ

JagerVibes — крупная медиа-платформа, позиционирующая себя как пространство, поддерживающее развитие локальной музыкальной индустрии и начинающих музыкантов. JagerVibes занимается анонсированием знаменательных для индустрии фестивалей, рецензированием новых отечественных релизов и созданием интересных коллабораций и проектов с местными музыкантами. Мы побеседовали с JagerVibes о локальной сцене, отсутствии новых имен и ночной жизни города.

 

Организаторы JagerVibes описывают свою деятельность следующим образом: «JagerVibes запустилась больше семи лет назад. Изначально она создавалась для поддержки независимой музыки: мы поддерживали прогрессивные вечеринки, клубы и промоутеров. Но со временем JagerVibes стала полноценным онлайн-медиа о локальной сцене. В 2019 году, то есть за год до пандемии, мы поддерживали больше одного мероприятия в день в масштабах страны от Калининграда до Владивостока».

Поддержка заключается в постоянных рецензиях на новые альбомы и треки российских музыкантов как от опытных журналистов, так и от только стремящихся ими стать. Платформа предлагала присылать свои варианты разбора релизов в редакцию, и самые лучшие публиковались в ее Телеграм-канале. Это помогало как малоизвестным артистам, делая их творчество более узнаваемым, так и юным критикам, желающим начать делать первые шаги в области музыкальной журналистики. Помимо этого, ВКонтакте у платформы есть активный чат для музыкантов, помогающий без лишних предисловий рассказать или сразу показать свое творчество и быть услышанным.

Отбор артистов, о которых пишут и которых снимают для проекта, редакция JagerVibes описывает так: «Мы достаточно нишевый проект, поэтому наши герои — это по умолчанию артисты условного андерграунда. Музыкальные субкультуры остались в прошлом, а границы жанров переплелись и смешались. Но до сих пор остаются артисты и направления, которые — сознательно или нет — противопоставляют себя доминантной культуре, мейнстриму. Вот это и есть наш вайб. Мы хотим реально поддерживать независимую музыкальную сцену, поэтому большие и ультрапопулярные артисты автоматически проходят мимо наших радаров — у них и без нас все хорошо».

Еще один способ поддержки  — организация онлайн-концертов или прямых эфиров с музыкантами в пору карантина, когда это было просто необходимо для поддержания сферы. Самый успешно реализованный проект — это создание премии Jager Music Awards, призванной развить конкуренцию в среде независимых артистов и поддержать победителей заманчивыми финансовыми призами, рассчитанными на траты на музыкальные нужды.

Впервые премия проводилась в России в 2014 году. Организаторы брали пример с  австралийской кампании Jagermeister Indie Awards, которая к тому времени уже насчитывала с десяток церемоний. Михаил Ирзак, на тот момент являвшийся бренд-менеджером компании Jagermeister, описывал первоначальную цель мероприятия так: «Мы хотим, чтобы у молодых музыкантов было больше возможностей рассказать о себе, чтобы их творчество получило широкую огласку, чтобы они увидели живой отклик и не бросали любимое дело. В мировом контексте независимая сцена России находится лишь в начале своего пути, и эти ребята должны понимать, что могут стать первопроходцами. А мы станем тем институциональным органом, который им в этом поможет».

По первоначальной задумке группа соревнующихся формировалась на основе опросов в социальных сетях и экспертным составом жюри, включающим лидеров музыкального рынка, главных редакторов музыкальных изданий и сделавшим большой вклад в развитие индустрии журналистики. Премия планировалась как ежегодное мероприятие, созданное для всех людей, любящих музыку, умеющих ее играть и имеющих желание заниматься продвижением собственного творчества.

С 2014 года премия проводилась практически в неизменном формате, но в 2020 году редакция решила отменить все жанровые номинации в связи с их неактуальностью и невозможностью вписать новую музыку в старые рамки. Теперь организаторы ставили себе цель разделить победителей по идеологическим соображениям, поэтому получились три крупных блока: основные номинации, специальные и места для абсолютных новичков сцены или очень перспективных молодых музыкантов. «Для участия в номинациях категории Young Blood артисты подают заявки самостоятельно. В 2020 году мы получили больше 2000 таких заявок от артистов, музыкантов, диджеев, промоутеров. Такое число неравнодушных дает нам основания считать, что значение премии растет», — комментирует издание.

Фото: JagerVibes

В 2020 году платформа решила разнообразить круг артистов, которых она поддерживает, благотворительными и фем-инициативами (победитель — фестиваль «НЕ ВИНОВАТА»), а также уделить особое внимание людям и клубам, сумевшим удержаться на плаву во время кризиса и сделать свой вклад в ночную музыкальную жизнь города (победитель — клуб «MUTABOR»). «Сами музыканты все более ответственно относятся к социальным проблемам, поэтому мы учредили номинацию «Beat of Change», чтобы отметить вклад артистов, которые активно меняют окружающий мир», — так описывают нововведения создатели платформы.

Победители премии по-прежнему определяются либо составом опытной экспертной комиссии, либо в особых категориях выбираются на основе зрительского голосования. Организаторы дают шанс каждому, поэтому рассматривают все отправленные им работы, но побеждают здесь только самые талантливые и интересные участники.

Организаторы утверждают, что премия направлена на развитие локальной индустрии.  Но так ли правдивы эти слова, если из года в год в номинациях всплывают одни и те же артисты, которые давно уже не новички в мире музыки? Например, группа “Пасош”, небезызвестный рэпер Хаски и фит коллектива “Cream Soda” с группой “Хлеб”, результатом которого стал выпущенный в 2020 трек «Плачу на техно», который совсем недавно играл из каждой машины и покорял все музыкальные чарты, или Степан Казарьян и его детище фестиваль «Боль», даже не состоявшийся в этом году.

Координаторы, впрочем, считают иначе: «Jager Music Awards состоит из двух блоков — это основные номинации и категории Young Blood. В основных номинациях победителя при помощи голосования определяют слушатели и жюри, в состав которого входят мегаэксперты и профессионалы индустрии. Хаски, Монеточка, “Cream Soda” — это победители в основных номинациях премии. Они делают крутую работу, развивают не только свое творчество, но и всю индустрию».

Возможно, раньше премия имела большое значение для музыкантов, но с каждым годом наблюдать за ней становится куда менее интересно — победители для многих очевидны, а результаты уже не удивляют.

Про актуальность премии создатели говорят так: «Мы постоянно находимся в состоянии поиска новых смыслов и форм, и можно быть уверенными, что и премия продолжит меняться. В прошлом году она состоялась в седьмой раз, охватила Россию, Беларусь, Украину и Казахстан. И в этот раз мы полностью перешли в онлайн, отказались от мегавечеринки, которую обычно проводим, изменили номинации. Мы ушли от жанровых призов, уделив больше внимания тем сдвигам, которые происходят с независимой сценой. Например, большую значимость обретают независимые комьюнити — так появилась номинация «Комьюнити года», победу в ней взял лейбл “Домашняя Работа”».

Отсутствие новых имен — проблема не только премии, но и индустрии в целом. Вирус в 2020 году сильно ударил по отрасли развлечений, оставив музыкантов без доходов, без концертов, а также без главного источника вдохновения — зрителей, только ради которых многие и продолжают развивать собственные карьеры и выпускать музыку.

Организаторы JagerVibes, однако, подошли к подведению итогов 2020 года креативно, выпустив целый фильм с объявлением победителей, который сопровождался мини-интервью экспертов и специально снятыми короткими видеороликами в поддержку номинантов. Видео с художественными высказываниями от победителей можно найти на Youtube-канале сообщества.

Для одних карантин и вынужденная изоляция стали причиной творческого кризиса, но редакцию JagerVibes, похоже, это только вдохновило на новые форматы. Так возник проект Jager Night Embassy — арт-резиденция со сроком существования четыре недели. Про процесс организации редакция отзывается так: «Вообще, Jager Night Embassy задумывался как реальное физическое пространство, где амбассадоры получают возможность творить и исполнять без оглядки. Наш креативный совет самостоятельно отобрал участников, то есть амбассадоров проекта. В этом году ими стали DJ Dimixer (один из победителей Jager Music Awards в номинации Young Blood Project), Илья Шагалов, Альбина Вахитова и Антон Лисин. К середине 2020 года стало понятно, что работу физического пространства запускать не стоит, поэтому проект полностью был переформатирован под цифровой. И, кажется, у нас получилось разрушить четвертую стену, совместить онлайн- и офлайн-опыт. Зритель за экраном участвовал в создании перформансов. Вместе с амбассадорами они пытались найти ответы на два вопроса: “Чего ждем мы?” и “Что ждет нас?”».

Всего четыре участника, четыре странных выступления, связанных не только с музыкой, но и с танцами и изобразительным искусством. Во время некоторых выступлений у зрителей даже была возможность повлиять на действия участников. Со всеми роликами можно ознакомиться в социальных сетях платформы.

Основная тема всех проектов JagerVibes — ночная жизнь города. Организаторы, вдохновленные опытом берлинских коллег, решили собрать воедино образ Москвы, той самой ее стороны, которая открывается только ночью: свободной, творческой, слегка безумной и не всегда понятной.

«Джентрификация ведет к росту арендных ставок для клубов, а коммерциализация рейв-культуры затрудняет молодым артистам доступ к сцене. Мы хотим дать безопасное пространство для самовыражения и создания новых смыслов тем артистам, которые вдохновляются ночной жизнью, и не ограничивать их рамками и шаблонами. Москва с ее ночной жизнью — это точно один из заметных и самобытных мегаполисов мира. При этом молодым артистам бывает довольно сложно масштабно проявить себя», — так организаторы объясняют цель проекта.

Всех участников объединяет желание творческой реализации и стремление к абсолютной свободе — приоритеты, которые раскрываются на фоне шумного города и череды вечеринок в спектаклях и разного рода перформансах. Среди кураторов выступлений уже побывали известные в разных творческих областях личности: актер Александр Горчилин, певица Kate NV, управляющий директор пикник «Афиши» Дарья Шульга, основатель бюро «Сила света» Александр Ус и стрит-арт художник Миша Most.

На выходе получились своеобразные виртуальные высказывания на темы творчества, единения, освобождения и перехода из одного состояния в другое. Формат арт-резиденции, организованной в диджитал-пространстве, создал нечто новое для публики и открыл новые пути взаимодействия с искусством.

В 2020 году многие офлайн-проекты были вынуждены сменить формат на диджитал, что довольно сильно отразилось на статистике и успехах. Однако для JagerVibes это стало поводом для развития своих интернет-ресурсов:  «Уход в «цифру» оказался вынужденным. Зато это дало мощный толчок к тому, чтобы критически осмотреться и в очень быстром темпе принимать необходимые решения. Нам пришлось полностью перестраивать все концепции, процессы, способы взаимодействия как внутри, так и снаружи, и в итоге это оказалось позитивным опытом.

JagerVibes, Jager Music Awards, Jager Night Embassy — все наши проекты направлены на то, чтобы вызывать реальные чувства у реальных людей. Пока нет таких технологий в онлайне, которые бы позволили ощутить ту вибрацию в груди, как когда ты стоишь под колонкой в клубе, или экстаз, как когда несешься на танцполе под хит любимой группы. И как только нам всем можно будет снова безопасно собраться вместе — мы точно вернемся к ламповым, живым, натуральным событиям. Но уже с более развитыми цифровыми инструментами».


Автор: Анастасия Обухова

Редактор: Екатерина Колесникова

Обложка: JagerVibes

Наверх