ОБ АРТ-МЕДИАЦИИ И НЕ ТОЛЬКО: ИНТЕРВЬЮ С ВЕРОЙ РЕЙХЕТ (ЦВЗ «МАНЕЖ»)

Сегодня в художественных институциях все популярнее становится арт-медиация — новый метод взаимодействия между сотрудниками и посетителями музея. Но так ли он эффективен и что он, в конец концов, может дать каждой стороне диалога? Об этом и многом другом мы поговорили с Верой Рейхет — начальницей отдела кураторских проектов Манежа и со-разработчицей обучающей программы «Арт-медиации в Манеже».


Вера, расскажите, что такое вообще арт-медиация?

Арт-медиация — это новый формат, появившийся в России недавно. Он подразумевает построение эффективного диалога об искусстве. Специалиста по арт-медиации можно назвать посредником между произведением и посетителями. Он не снабжает участников готовыми суждениями, а предлагает им средства для более глубокого контакта с произведением, для выражения собственных мыслей и чувств.

Медиатор — профессия, встречающаяся не только в искусстве. Ее название происходит от латинского medius — средний, срединный. Это человек, который находится между двумя сторонами дискуссии, не присоединяясь ни к одной из них. Его роль — содействовать диалогу и обмену знаниями.

На мой взгляд, формат медиации особенно нужен на выставках современного искусства, к которому посетители все еще относятся с некоторой опаской. Я всегда с интересом читаю книгу отзывов, которая есть на каждой выставке Манежа. Часто встречающийся отзыв звучит приблизительно так: «Классная выставка, но я ничего не понял!». Контрастным по отношению к предыдущей фразе звучит отзыв человека, посетившего арт-медиацию: «Большое спасибо, благодаря медиатору мне наконец стало все понятно!».

Какова же основная цель такого формата?

Наша основная цель — рассказать о выставке интересно и доступно. Если посмотреть книги отзывов, становится понятно, что людям не хватает общения, не хватает информации. Медиация — это именно тот формат, который позволяет участникам не просто слушать экскурсовода, но делиться собственным мнением и чувствами. С помощью медиации можно сформулировать новые взгляды и обеспечить продуктивный диалог зрителя с современным искусством.

Как устроены арт-медиации и чем они отличаются от других форматов?

Роль арт-медиатора, по мнению одной из авторов медиативной методики, использовавшейся на «Манифесте 10» Сепаке Ангияма, заключается «в обеспечении диалога в плюралистической ситуации взаимодействия зрителя и искусства».

Роль посетителя музея не может ограничиваться лишь восприятием знания, медиатор должен мотивировать диалог и создавать комфортные условия для его возникновения и для того, чтобы посетители учились выражать свое восприятие через наблюдение и дискуссию. В арт-медиации важен каждый участник, так как он или она может поделиться своим личным опытом и знаниями.

В отличие от стандартной экскурсии, когда специалист ведет посетителей по заранее подготовленному маршруту, не отступая от плана, в котором четко прописано содержание экскурсии, медиатор, имея спланированный маршрут, может менять его в зависимости от взаимодействия со зрителями. Экскурсовод выступает как лектор, оперирует историческими фактами и собственными знаниями. Медиатор же задает вопрос, обращаясь к воображению, чувствам и памяти слушателей. Экскурсовод разъясняет зрителю ценность произведения. Медиатор смещает акцент с произведения на посетителя, таким образом предлагая ему самому решить, почему эта работа вызывает интерес».

Фото: ЦВЗ Манеж

Кому в таком случае могут быть интересны арт-медиации?

Любому посетителю, как профессионалу, так и человеку неподготовленному, поскольку медиатор,как я говорила, не проводит заранее заготовленную шаблонную экскурсию, а каждый раз подстраивается под состав и настроение конкретной группы, учитывает возрастные особенности, уровень владения материалом и так далее.

Не бывает двух одинаковых медиаций, это всегда уникальный опыт, который зависит не только от ведущего, но и от участников. Широко известен случай, произошедший на «Манифесте 10», когда одна из зрительниц специально ходила на медиации к разным специалистам, а потом предъявила претензии организаторам, сетуя на то, что все маршруты, которые она посетила, были разные и, более того, об одних и тех же экспонатах медиаторы рассказывали тоже по-разному.

А какие возможности арт-медиация дает художникам?

Формат медиации может быть полезен художникам тем, что, в отличие от экскурсии, участники медиации как бы пропускают информацию о произведении через себя: когда задействованы личные чувства, воспоминания, когда человек может поделиться собственным мнением, он запомнит гораздо больше информации, нежели на обыкновенной экскурсии. Таким образом, аудитория, несомненно, запомнит произведение художника.

Популярен ли этот формат в России?

Сейчас арт-медиация — это одна из наиболее динамично развивающихся областей музейного образования. Несмотря на то что в Европе профессия арт-медиатора появилась уже достаточно давно, около 40 лет назад, в России о нем заговорили только в 2014 году, когда в Санкт-Петербурге открылась биеннале «Манифеста 10».

После своего появления арт-медиация сразу же вызвала интерес у многих специалистов. Сейчас медиаторов можно встретить в таких музеях, как Эрмитаж, Русский музей, Гараж, ГЦСИ Нижнего Новгорода. Интерес к медиации появился в Казани и Мурманске. И конечно, нельзя не упомянуть Уральскую индустриальную биеннале, имеющую свою школу медиации.

Как Манеж продвигает этот формат?

Весной 2020 года сотрудники Манежа прошли обучение по практике арт-медиаций у лучших специалистов в этой области: Алексея Бойко, ведущего методиста по музейно-образовательной деятельности Русского музея, и Дарьи Маликовой, руководителя Школы медиации Уральской индустриальной биеннале. Результатом стал уникальный цикл online арт-медиации по произведениям коллектива AES+F, а также офлайн-медиации на всех выставках, проходивших с июля 2020 года. Кроме того, для волонтеров открыт набор в Школу медиации Манежа, в которой мы готовим наших медиаторов. Любой желающий может принять участие в медиации уже в конце марта на выставке «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Ф.И. Шубина до А.Т. Матвеева».

В завершение я бы хотела отметить, что арт-медиация в музеях и галереях обладает огромным потенциалом для привлечения посетителей. Арт-медиация способствует пробуждению интереса, личностному саморазвитию, самопониманию, самоопределению, дает свободу для творчества не только зрителю, но и самому медиатору. Кроме того, арт-медиация удовлетворяет насущную потребность человека в живом общении, что сейчас весьма актуально.


Автор: Евгения Смыкова

Редактор: Анастасия Кулагина

Обложка: ЦВЗ Манеж

Наверх