ОТ КВИР-ПОДРОСТКА ДО ФЕМДВИЖЕНИЯ: КАК УСТРОЕНА ПРЕМИЯ ТЕРНЕРА И КОМУ ЕЕ ВРУЧАЮТ

“Премия Тернера вызывает споры об искусстве” — так написано на сайте музея Tate и именно для этого, кажется, премия была учреждена в 1985 году. Премия Тернера считается одной из самых престижных наград в области современного искусства, но так ли это? Какой концепции придерживается премия и действительно ли все участники и жюри так толерантны, как это принято считать? Разбираемся в новом материале.

 

 

В честь кого названа премия

 

Премия названа в честь британского художника Уильяма Тернера. В своем творчестве художник не использовал детализацию, он создавал интересный для своего времени вид пейзажа, но публика Викторианской эпохи, предпочитающая максимально точный реализм и скудную палитру цветов, с трудом воспринимала его работы. Люди считали Уильяма сумасшедшим из-за нескольких картин, граничивших с абстракционизмом. Писатель Джон Рескин был ярым защитником Уильяма, и именно он дал ему звание величайшего художника всех времен.

 

Сегодня премия делает упор на многообразие людей, их взгляды и устои.

 

Как все устроено

 

С 1984 года Премию Тернера ежегодно вручают деятелю искусства, который выставляет свои работы в течение всего года в Великобритании. Победителя выбирает группа из четырех независимых судей, приглашенных галереей Tate под председательством директора Tate Britain.

 

В 2017 году возрастной порог для номинантов премии был отменен. Изначально этих ограничений не было, но в 1991 году правила изменили и в число номинантов могли попасть авторы в возрасте до 50 лет. После объявления списка номинантов открывается специальная выставка работ художников, действующая вплоть до объявления имени победителя.

 

Главный приз — 25 000 английских фунтов. Остальные номинанты получают по 5000 фунтов.

 

Участвуют ли noname художники?

 

Да. Большинство художников становятся известными уже благодаря тому, что их номинировали на получение приза. Цены на работы победителей, как правило, увеличиваются.

 

Некоторые участники говорят о давлении со стороны СМИ — появляется большой интерес к ним и их творчеству. Для некоторых такое давление бывает слишком травмирующим и непривычным — это минус публичности, от которого нельзя избавиться.

 

Источник фото: artsandcollections.com

2018

 

В 2018 году победительницей Премии Тернера стала 44-летняя Шарлотт Проджер. Премия присуждена за снятый на iPhone автобиографический фильм, одновременно являющийся ее каминг-аутом. В ходе фильма сама Шарлотт зачитывает отрывки из своих дневников, которые она вела, будучи квир-подростком. Фильм рассказывает о гендере, национальной общности и о том, как меняются взгляды общества на эти темы. Подобный фильм вряд ли попал бы на первую Премию Тернера, но теперь это может сделать любой человек со смартфоном и собственной историей, которую он хочет рассказать.

 

Трудности с восприятием тела передаются в фильме на уровне операторской работы — герои ни разу не появляются в кадре в полный рост. Зритель видит лишь их части тела: руки, спину или затылок. Такая своеобразная раздробленность на уровне изображения отлично передает внутренний конфликт квир-людей.

 

2019

 

В 2019 году премию вручили сразу четырем художникам. Лоуренс Абу Хамдан, Элен Кэммок, Оскар Мурильо и Тай Шани обратились к жюри с коллективным письмом, в котором просили не присуждать премию кому-то одному и заявили, что готовы разделить ее между собой. Финалисты решили, что данный акт солидарности и единения особенно необходим в то время, когда все больше проблем разделяют людей. Судьи согласились с авторами послания. О неожиданном решении жюри стало известно во время церемонии вручения премии, которая состоялась в Маргейте, Англия. Победители конкурса разделили между собой приз в 40 000 фунтов стерлингов. Работы всех четырех художников так или иначе связаны с политикой. Лоуренс Абу Хамдан — художник и аудиолог, чьи работы изучают «политику слушания» и роль звука в контексте изучения законов о правах человека. Был номинирован за персональную выставку «Earwitness Theatre», видеоинсталляцию «Walled Unwalled» и перформанс «After SFX». «Walled Unwalled» помогает понять, как травмы и насилие влияют на чувства людей. Двадцатиминутная видеоинсталляция включает специфический аудиоряд, монологи, проецируемые изображения, движущиеся стены. Элен Каммок работает с фотографией, поэзией, песнями, печатью, инсталляциями и создает перфомансы. «The Long Note» — многоуровневый рассказ, раскрывающий циклический характер истории. Он исследует историческую роль женщин в движении за гражданские права в Дерри в 1968 году. Оскар Мурильо — один из самых обсуждаемых современных художников. Номинирован на премию за участие в 10-й Берлинской биеннале и персональные выставки Violent Amnesia в Кембридже и Шанхае. Перформансы и живопись Оскара тесно связаны: ничего не значащие (на первый взгляд) слова на его картинах обретают смысл, когда зритель видит театрализованное представление. Работы художника отражают его собственный опыт в условиях социальной глобализации.

 

Жюри также отметило неотразимый характер проекта Тай Шани «Dark Continent», в частности, способность сочинять исторические тексты с отсылками к актуальным проблемам. Проект основан на произведении XV века «The Book of the City of Ladies» Кристины де Пизан. Шани использует театральные инсталляции, спектакли и фильмы, чтобы создать собственный аллегорический город женщин, населенный фантастическими персонажами, который переносит зрителя в другое время и место.

 

2020

 

В 2020 году из-за пандемии Премия Тернера вручаться не будет. Вместо нее организаторы решили поделить призовой фонд в 123 000 долларов на поддержку десяти художников, пострадавших в результате Covid-19. Каждый получил по 12 000 долларов. В этом году жюри выбрали Лиз Джонсон Артур, Орит Эшери, Шаванда Корбетт, Джейми Крю, Шон Эдвардс, Сидсель Майнече Хансен, Има Абаси-Окон, Имран Перретта, Альберта Уиттл и коллектив политического искусства Арика. Лауреаты премии этого года и в будущем будут иметь право на получение Премии Тернера. Они были отобраны на основе их «значительного вклада» в современное искусство за последний год.

 

Алекс Фаркухарсон, директор галереи Tate Britain, заявил: “Практические аспекты организации ежегодной выставки сделали невозможным проведение премии в этом году. Мы решили поддержать художников в это исключительно трудное время. Я понимаю, что зрители будут разочарованы тем, что в этом году не будет премии Тернера, но мы все будем с нетерпением ждать ее возвращения в 2021 году".


Автор: Кира Опарина

Редактор: Владимир Большаков

Фото на обложке: pbs.twimg.com

Наверх