ПАРАНОЙЯ ПРОТИВ РАВНОДУШИЯ: О ФИЛЬМЕ «РОЗОВОЕ ОБЛАКО» ЮЛИ ЖЕРБАЗИ

Пандемия — тема, которую предстоит осмыслять еще долгие годы. Новая кинокартина «Розовое облако» бразильского режиссера Юли Жербази описывает жизнь людей в ограниченном пространстве, теперь знакомую многим из нас. О сюжете фильма, композиционных приемах и вирусе в нашем материале.


Сюжет


«Да ерунда все это», сказала Джованна перед тем как провела годы в закрытой квартире.


Дебют бразильского режиссера Юли Жербази рассказывает о «новой реальности», которую пришлось принять людям из-за непонятного розового облака, образовавшегося на небе. Их жизни перенеслись в запертые дома и квартиры, а общение трансформировалось в онлайн-коммуникацию. Сюжет напоминает гиперболизированную версию того, что пришлось пережить людям во время недавней самоизоляции.


Герои драмы, Джованна (Рената де Лелис) и Яго (Эдуардо Мендонс), проведя ночь вместе, вынуждены прожить еще много лет в одной квартире. Они узнают друг друга, влюбляются, ссорятся и мирятся, пьют невкусный сок, посланный по специальной трубе (из-за того, что нельзя открывать окна и двери), и пробуют ролевые игры, чтобы разнообразить свои отношения. Джованна и Яго после долгих обсуждений заводят ребенка, и с этого момента их жизнь меняется еще сильнее.


Композиция


С появлением Лино (сына главных героев) в их жизни появляется еще больше споров, чем было раньше. Противопоставление характеров и взглядов на жизнь, философий, лежит в основе всего фильма. Он спокойный, принимающий реальность человек или «равнодушный», как его называет Джованна. Яго ищет во всем плюсы и не сопротивляется переменам. А она «параноик», революционер и жаждущий свободы «заключенный». Джованна все время противостоит реальности, она не хочет ее принимать и думает о прежних «безоблачных» временах, заменяя их очками виртуальной реальности. Из-за подобных различий в характерах герои не могут договориться, как воспитывать ребенка, как правильно ухаживать за пожилыми родственниками и как поддерживать друзей. Конфликт со временем становится только серьезнее, и кто-то смиряется с обстоятельствами, а кто-то борется с ними до изнеможения. По сути, режиссер показывает борьбу Яго с Джованной, а главной героини с самой собой.


Работа режиссера


Последовательность действий и, в принципе, задумка похожи на недавно вышедший фильм Сэма Лэвинсона «Малкольм и Мари». В этой драме все события разговоры, поцелуи и поедание макарон. Все декорации дом с панорамными окнами и одинокое дерево на улице, а все герои влюбленная пара. Несмотря на такой условный минимализм, кажется, картина получилась несколько более глубокой, чем «Розовое облако». Игра профессиональных актеров одно из достоинств фильма, но основа проблематика и способ ее раскрытия, диалоги. С их помощью режиссер и раскрывает характеры героев, и обозначает значимость проблемы, и создает трагичность повествования. Увы, этого совсем не так много в фильме Юли Жербази.


Розовое облако равно вирус?


Каждый персонаж в фильме «Розовое облако» играет свою роль и тем воплощает идею фильма. Несколько второстепенных героев показывают варианты поведения в самоизоляции, часто еще и в одиночестве. Некоторые занимаются с психологом, кто-то заводит питомцев, пожилые люди остаются одни, без возможности получить помощь. Дети, оставшиеся со взрослым человеком противоположного пола в ограниченном пространстве, не застрахованы от насилия и никак не могут быть спасены, ведь нельзя выходить на улицу.


Режиссер показала разные слои населения, разные способы поведения и «привыкания» к ситуации. А кому-то и привыкать не пришлось, например, детям, которые родились в условиях изоляции. Ограничение свободы, онлайн-общение это их мир, их «нормальность». Такие, как Лино, не страдают, будучи запертыми в доме. Они не боятся одиночества и других проблем, с которыми взрослым пришлось столкнуться впервые в осознанном возрасте.


Юли Жербази показала, насколько по-разному люди реагируют на изменение окружающей среды, образа жизни, способа коммуникации. Она показала саму жизнь: многие страдают от депрессии по сегодняшний день, хотя самоизоляция уже не обязательна. Кто-то до сих пор ходит к психологу, а кто-то спокойно пережил карантин и вернулся в привычную повседневность. Фильм Юли Жербази поднимает актуальную тему, однако, несмотря на ее значимость, воспринимать это кино иногда сложновато.


Автор: Светлана Коренева

Редактор: Владимир Большаков

Обложка: Magic Film Company

Наверх