ПАРИЖ, ПОМПИДУ И ЦВЕТЫ ДЛЯ АФРИКИ: КАК УСТРОЕНА ПРЕМИЯ МАРСЕЛЯ ДЮШАНА

Он написал на фаянсовом писсуаре «Дурак» (R.Mutt ), подрисовал Мона Лизе усы и козью бородку, подписал L.H.O.O.Q. («Elle a chaud au cul», с французского переводится как «у нее горячая задница»), и его работы в глазах общественности стали настоящими произведениями искусства. В честь этого же человека сегодня называют одну из самых престижных художественных премий. Как проходит премия Марселя Дюшана, кто побеждал последние три года и почему — в нашем материале.

 

 

Марсель Дюшан — один из влиятельных художников XX века, представитель дадаизма и сюрреализма. Марсель Дюшан превращал предметы обихода в искусство благодаря контексту, а не их форме. Он не создавал их с любовью, не выбирал их из красивых, случайно найденных на пляже или помойке предметов. Это были вещи массового производства, причем весьма дешевые. Когда его спрашивали, что же, помимо контекста, делает эти вещи особенными, Дюшан отвечал: «На них стоит моя подпись, и их существует ограниченное число».

 

О премии. Главное

 

Премия Марселя Дюшана, известная как премия коллекционеров, является одним из важнейших векторов продвижения современного искусства во Франции и  одной из самых престижных художественных премий в мире. Марсель Дюшан на протяжении многих лет являлся послом французского искусства. Его личность по сей день олицетворяет собой жизненную силу французской художественной сцены.

 

Ежегодно на премию Марселя Дюшана номинируются художники, проживающие и работающие во Франции. Для конкурса они могут представить работы в любом виде визуальных искусств: инсталляцию, видео, живопись, фотографию, скульптуру, перформанс. Чтобы определить лидеров, все члены Ассоциации по Распространению Французского Искусства (ADIAF) принимают участие в голосовании. По его результатам выбираются лидеры. После этого комитет коллекционеров выявляет четырех номинантов. Следующим этапом премии является групповая выставка в Центре Помпиду. Национальный музей современного искусства приглашает претендентов на победу для участия в этой выставке в тандеме с галереями. Затем выявляется лауреат. Он получает приз — 35 000 евро. Победителя выбирает международное жюри экспертов в области современного искусства, которое состоит из кураторов и коллекционеров. Комитет Ассоциации и международное жюри меняются каждый год. За 20 лет существования премии более 80 художников стали лауреатами премии.

 

История премии

 

Премия Марселя Дюшана на протяжении 20 лет является одним из главных инструментов ADIAF для распространения и продвижения  современного искусства Франции. Премия создана в 2000 году Жилем Фуксом, через шесть лет после основания ADIAF (в 1994 году). Главная цель этой премии — привлечение внимания общественности к разнообразию французского творчества в XXI веке и продвижение местных художников на международном уровне.

 

В 2004 году Ассоциация выпустила первое издание книги «De leur temps triennale» в Музее изящных искусств в Туркуэне. Через год, в 2005 году четыре номинанта (Кадер Аттия, Жиль Барбье, Оливье Бланкарт, Клод Клоски) впервые организовали шоу на ежегодной Парижской ярмарке современного искусства. В 2010 году состоялся первый показ, организованный ADIAF за рубежом при поддержке Французского института во время Шанхайской художественной ярмарки.

 

С самого начала премия сотрудничает с Центром Помпиду, одной из главных мировых арт-институций. Первые пятнадцать лет центр Помпиду давал возможность провести персональную выставку только победителю. Однако с 2016 года Центр Помпиду открыл выставку для всех четырех номинантов с трехмесячным групповым шоу при поддержке одного из кураторов музея.

 

Фото: pbs.twimg.com

 

В 2018 году Улла фон Бранденбург (номинант в 2016 году) в рамках премии Марселя Дюшана организовала выставку «Сладкий пир» и кинопоказ одноименного фильма, снятого по ее сценарию, в  галерее White Chapel. Похожая выставка состоялась в 1973 году в честь вступления Великобритании в Европейский общий рынок. Тогда на выставке были представлены сотни видов сладостей. В последний день выставки пришло 500 детей. Организаторы предложили школьникам попробовать специально отобранные конфеты, подаренные производителями. Маленькие посетители так увлеклись, что в энтузиазме съели все экспонаты.

 

Этот инцидент привлек внимание Уллы фон Бранденбург. Она воссоздала это событие в честь предстоящего тогда (в 2019 году) Brexit и рассказала об этом в своем фильме. Фильм она сняла там же, где состоялась выставка 1973 года. Кинолента основана на архивных фотографиях галереи White Chapel. Улла фон Бранденбург считает, что важно пропустить ситуацию через линзу времени, понять, как жили дети в 1973 году и какие политические и общественные события их окружали.

 

Посмотреть работы можно и на ежегодной коллективной выставке четырех финалистов, организованной Центром Помпиду. В 2018 году куратором мероприятия стала Марселла Листа, куратор Национального музея современного искусства, руководитель службы новых СМИ. Она предложила иной взгляд на художественную сцену во Франции. Марселла Листа предоставила возможность зрителю переосмыслить действительность во времена перенасыщения информацией и создать новые условия для сохранения памяти о прошлом.

 

Каждый участник из шорт-листа высказался в рамках заданной темы. Мохамед Буруисса «усложняет простоту», используя фильмы, фотографии, книги, инсталляции. Он пытается освободить место для выражения индивидуальности.

 

Клеман Кожитор, победитель премии 2018 года, совмещает различные виды визуального искусства, чтобы продемонстрировать различие человека и его образа. В работах прослеживаются мотивы коллективной памяти и проницаемости миров. Премию Клеману Кожитору присудили за видеоинсталляцию «The Evil Eye», в которой он исследует влияние цифровых изображений в перенасыщенную информацией эпоху. Художник не только напомнил об «эффекте Кулешова», но и создал кино-реди-мейд — в точности, как когда-то Марсель Дюшан создал реди-мейд. Ранее работы кинорежиссера были представлены на Каннском фестивале и в Центре творческих индустрий «Фабрика».

 

Еще один участник Ту Ван Тран работает над скульптурными композициями, которые вписываются как в дискурсивные (побуждают к обсуждению), так и в созерцательные поля.

 

В 2019 году участники представили не менее интересные работы. В частности, победитель премии Эрик Бодлер показал фильм «Un Film Dramatique» («Драматическое кино»). Художник заглядывает в будущее и старается привлечь внимание к политическим и социальным проблемам. Подход  к созданию документальных фильмов Эрика Бодлера отличается экспериментальностью и эссеподобностью. «Un Film Dramatique» — документальный фильм о студентах школы Доры Маар в Сен-Дени, пригороде Парижа, где проживают в основном маргинальные сообщества. Фильм снимался четыре года и был показан на 57-ом Нью-Йоркском кинофестивале в 2019 году. В рамках выставки номинантов на премию Дюшана в Центре Помпиду Бодлер показал часть своего фильма под названием «Tu peux prendre ton temps» («Вы можете не торопиться»). Эрик Бодлер не делает различия между экспериментальным фильмом, видеоартом, повествованием и документальным кино.

 

Помимо Эрика Бодлера в ежегодной выставке в Центре Помпиду приняли участие Катинка Бок, Маргарита Гумо, Ида Турсик и Уилфрид Милль. Художницы Катинка и Маргарита представили два разных подхода к скульптуре. Первая предложила порассуждать о наследии современной скульптуры. Вторая в своих работах построила новые мифологические сюжеты. Художники Ида Турсик и Уилфрид Милль вернули живопись как жанр современного искусства в премию Марселя Дюшана, представив проект «Before becoming a poodle, a duck, or something else» («Прежде чем стать пуделем, уткой или чем-то еще»).

 

Выставка под руководством Аннабель Тенез в 2019 году прошла под лозунгом «Творчество — в равной степени физический и духовный путь, это акт движения к чему-то неизвестному». Экспозиция, выставленная в Шанхае, представляла работы номинантов и лауреатов премии Марселя Дюшана разных годов. Отправной точкой мероприятия стало стихотворение испанского поэта Антонио Мачадо (1875-1939) «Ваши шаги — это дорога, ибо дороги нет». Во всех проектах прослеживалась тема дороги, перемещения, путешествий и открытий. Некоторая часть представленных работ соотносится с конкретным местом или его историей.

 

Художники в своих проектах поразмышляли о том, что скрывается в самом факте движения. Так, например, в работе Мишеля Блази повседневная обувь становится неподвижной опорой прогулки: природа буквально «обхватывает» модные кроссовки растительностью. В инсталляциях Уллы фон Бранденбург и Латифы Эчахч зрителям предлагается прогуляться по небу из фрески или цветам из ткани. Для художниц выход на дорогу — в равной степени и сближение, и разлука, и бегство.

 

В 2019 году состоялась еще одна выставка «Способ видения» в Буэнос-Айресе, где были представлены работы восьми номинантов и лауреатов премии. Участников выставки выбирала Диана Уилшир, художественный и научный руководитель.

 

Завершающим этапом премии 2019 года стала выставка «Ваши шаги — это дорога, потому что дороги нет» в Пекине, которая ранее уже прошла в Шанхае.

 

Юбилейную премию 2020 года можно разделить на 7 главных событий:

 

— выставка номинированных художников в Центре Помпиду в Париже;

 

— старт “Тур де Франс” и открытие выставки в Музее изящных искусств в Либурне в тандеме с FRAC MECA;

 

— объявление 20-го лауреата премии Марселя Дюшана в Центре Помпиду и предпоказ выставки, на которой представлены работы всех 20 победителей;

 

— выставка работ всех 20 лауреатов премии Марселя Дюшана в постоянной коллекции Центра Помпиду;

 

— выставки приза Марселя Дюшана в Китае, России, США, Колумбии;

 

— издание книги, посвященной 20-летию премии Марселя Дюшана.

 

Центр Помпиду опубликовал трейлер премии Марселя Дюшана на своем Youtube-канале. В коротком видео можно увидеть номинантов и короткое представление их работ. В шорт-лист вошли Элис Андерсон, Хичам Беррада, Капвани Киванга и Энрике Рамирес.

 

Элис Андерсон представила перформанс-танец. Художница делает ритуальные представления, которые перекликаются с культурой предков Коги из Сьерра-Невады (народом, живущим в космической гармонии со своим окружением). Танцуя, художница не забывала рисовать и плести медную проволоку.

 

Капвани Киванга, победительница премии, работает с инсталляцией, скульптурой, фотографией, видео и перформансом. «Цветы для Африки» — ее проект, представленный на премии Марселя Дюшана 2020 года. Капвани Киванга акцентирует внимание на цветах, которые сопровождают многие дипломатические мероприятия, связанные с независимостью африканских наций. Цветы, обреченные увядать, приглашают зрителя задуматься о времени и истории.

 

Кому достается премия?

 

Все участники по-своему уникальны, но побеждают не все. Не получится выявить какой-то один единственный, действенный «рецепт» победы. Тем не менее, большинство художников, претендующих на премию, отличает ориентированность на собственные интересы, а не на каноны.

 

Например, Клеман Кожитор создал кино-реди-мейд. Он соединил уже существующие фрагменты видео в одно произведение и создал свою историю под названием «The Evil Eye». Вряд ли у него это получилось, если бы он ориентировался на общепринятое разделение кинематографа по жанрам. Еще один режиссер, Эрик Бодлер, снял документальное (!) кино («Un Film Dramatique») о дружбе, эмансипации, доверии для поколения, воспитанного на селфи и YouTube. Последний победитель премии — Капвани Киванга создала проект «Цветы для Африки», где посредством цветов запечатлела исторические события. Новаторство ее идеи хорошо описал директор Центра Помпиду Бернар Блистен: он отметил, что «богатство и сложность проекта Капвани Киванги, граничащего одновременно с антропологией и искусством, открывает обширную поэтическую и политическую программу, настоящую лабораторию размышлений о памяти и архивах как источниках преображения мира».


Автор: Светлана Коренева

Редактор: Владимир Большаков

Обложка: tourister.ru

Наверх