ПЕРМЬ, ДАУ, ЯПОНСКИЙ ПРИЗ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ТЕОДОРЕ КУРЕНТЗИСЕ

Теодор Курентзис — известный российский дирижер греческого происхождения, музыкант и актер. От оркестра в Перми до фильма “Дау” — разбираемся, чем занимается Теодор сегодня и почему его деятельность куда интереснее, чем принято писать в Википедии.

 

 

Теодор Курентзис — российский дирижер греческого происхождения. С 1994 года он ведет свою деятельность в России. Сначала учился в петербургской консерватории, затем, в 2004 году, основал свой оркестр musicAeterna и с тех пор неизменно руководит им. Курентзис работал  как актер и музыкант, ставил весьма успешные постановки. Теодор Курентзис выглядит как обычный дирижер, но на деле существенно отличается от других представителей академической музыки.

 

Свободная одежда, полуночные концерты и установка: классическая музыка для всех. Курентзис старается быть настоящим во всем, что он делает. Например, 30 сентября оркестр и хор musicAeterna провели камерный концерт в Доме Радио в Петербурге (здесь Курентзис и оркестр базируются после ухода из Перми). В продаже было всего 50 билетов. Концерт классической музыки с оркестром мирового уровня стоил всего 2500 рублей за билет, что само по себе беспрецедентно. Теодор следит за тем, чтобы цена оставалась доступной.

 

Хор musicAeterna успешен и за рубежом. Зальцбургский фестиваль (оркестр стал постоянным участником мероприятия с 2017 года), Люцернский фестиваль, BBC Proms, гастрольный тур по Японии и дебют в Нью-Йорке — лишь малая часть того, что успел сделать оркестр за пределами России. Такая активность помогает двигать российскую культурную деятельность на мировом рынке. Как результат: номинация на престижную интернациональную премию «Оркестр года 2020» и приз Janapese Recording Academy Awards 2019

 

Фото: mds.yandex.net

 

Деятельность Теодора Курентзиса в России, в отличие от многих (если не большинства) деятелей культуры, развернулась не только в столице, но в провинции. Долгое время, вплоть до 2019 года, оркестр во главе с Курентзисом располагался в городе Пермь, а до этого Теодор руководил musicAeterna в Новосибирске.

 

Оркестр musicAeterna подарил Перми звание музыкального центра России. Курентзис привлек внимание жителей столицы своей триумфальной коллаборацией с Уилсоном. Постановка «Травиата» заслужила три награды премии «Золотая маска», при том, что премьера прошла именно в Перми. В 2018 году совместно с Ромео Кастеллуччи Курентзис поставил новый спектакль — «Жанна на костре». Постановка также прошла в Пермском театре оперы и балета и получила две премии «Золотая маска». Теодор Курентзис доказал, что музыкальную сферу можно развивать не только в Москве и Петербурге.

 

Теодор Курентзис сделал из своих выступлений настоящее шоу. Диковинные ароматы, полуночные концерты — все это создает атмосферу. Именно он первым в России стал использовать принцип исторического информированного исполнительства. Это значит, что в выступлении используются только исторически достоверные инструменты. Если оркестр исполняет Баха или Моцарта, то он будет использовать именно те инструменты, которые были бы у Баха или Моцарта. Это дает совершенно новое («старое») звучание тем произведениям, к которым мы привыкли.

 

Особенно стоит отметить, что обычно дирижеры являют себя миру только на своих выступлениях. Курентзис, напротив, часто дает интервью и участвует в сторонних проектах, вроде фильма «Дау».

 

К настоящему моменту Теодору удалось добиться многого в профессиональном плане, но на достигнутом он, похоже, не останавливается. Дирижер продолжает заниматься популяризацией классической музыки, пытается сделать ее для «любого кармана»; совместно со своим оркестром, показывает Россию и музыкантов как профессионалов своего дела, подогревает интерес к российским музыкантам во всем мире; показывает, что активная поддержка регионов важна, а культурный центр — это не только Петербург; открывает для обычного зрителя такую непростую профессию как дирижер и помогает переосмыслить классическую музыку и академизм в целом.

 

Классическая музыка не должна представляться “далекой и недоступной” — и похоже, Теодор знает об этом как никто другой. Речь здесь, конечно не о том, что классическая музыка становится менее “элитарной”, она все еще может подойти не всем. Однако сегодня у каждого есть возможность ее услышать и попытаться понять. При средней зарплате в 47 000 рублей (данные Росстата за 2020 год), непросто позволить себе билет в цену 30 000 рублей. Выступления, вроде того, что прошло 30 сентября в Петербурге — отличный пример искусства, которое доступно всем.


Автор: Варвара Скворцова

Редактор: Елена Черезова

Обложка: balet24.ru

Наверх