PIRELLI, ПЕРЕСТРОЙКА И НЕЛЕПОЕ РАВНОВЕСИЕ: ЧЕМ МАММ ВСТРЕЧАЕТ ПОСЕТИТЕЛЕЙ ПОСЛЕ ПЕРЕРЫВА

Многие музеи Москвы открылись после почти трех месяцев вынужденного перерыва. В Мультимедиа Арт Музее (МАММ) после возобновления работы доступны для посещения сразу девять выставок. Разбираемся, что можно на них увидеть и почему МАММ один из первых музеев, куда надо отправиться после ослабления ограничений в Москве.

 

Все локдауны когда-нибудь заканчиваются. А это значит, что начинают смягчаться самые разные ограничения, в том числе и те, которые касаются работы музеев. Почти все московские музеи анонсировали в социальных сетях свое открытие 22 января 2021 года, в их числе и Multimedia Art Museum, Moscow. Теперь за открытыми для всех категорий граждан дверьми музея посетители могут насладиться девятью выставками, шесть из которых были смонтированы во время карантина.

Первая выставка, которая встречает каждого, кто придет в музей — Валерий Чтак «Могло бы быть гораздо хуже». Это одна из тех выставок, которая была «открыта» во время трехмесячного закрытия. Валерий Чтак почти никогда не комментирует свои работы, отдавая интерпретации на откуп зрителям. В одном из интервью он сказал, что посетителю выставки необходимо самостоятельно выстроить свои отношения с его текстовыми работами без объяснения всех смыслов и четкого ответа на вопрос «Что автор хотел этим сказать?». По этой причине на его выставке вы не найдете кураторского текста. Но вполне возможно, что он и не нужен.

В рамках «Фотобиеннале — 2020» кураторы Мультимедиа Арт Музей создали выставку французского фотографа-документалиста Паскаля Мэтра. После университета Паскаль служил в фоточасти в армии, и именно там он заинтересовался фотографией. Потом он стал работать фотокорреспондентом журнала Jeune Afrique, и с тех пор он регулярно получает престижные награды в области фотожурналистики за документальные снимки из горячих точек. Это удивительно живые фотографии, на которых движение всех персонажей снимка не застыло, но будто бы продолжается в замедленном виде. Чем дольше вы вглядываетесь в застывший ренессанс конной игры бузкаши, тем сильнее кажется, что всадники постепенно продолжают свое движение, лошади плавно поворачивают головы в сторону смотрящего, а лица наездников становятся все более сосредоточенными. Чем дольше вы смотрите на спящего Ахмад Шах Масуда, тем сильнее кажется, что это не фотография, а окно в пустыню, в которой дует горячий ветер и где-то вдали слышен шум вертолета для командира.

Выставка «Тень души, но заостренный чуть» — это два этажа работ самых популярных современных художников, которые уже можно было видеть на Cosmoscow, выставках MMOMA или в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА». Общая идея выставки — передача личных переживаний, которые автор испытывал во время карантина. Тут ироничная инсталляция Игоря Самолета с маской из Инстаграма «Проснулся уже уставшим» перекликается с классикой московского концептуализма — альбомом Ильи Кабакова «Вокноглядящий Архипов»; давяще-белый зал с повышенной тревожностью от Андрея Филиппова и ландшафта-статистики Елены Артеменко переходит в подчеркнуто черно-белый зал Тимура Новикова и Хаима Сокола; а бесконечные панельные дома Александра Бродского засыпаются снегом под музыку из советского мультфильма.

Помимо Паскаля Мэтра, в рамках «Фотобиеннале — 2020» Мультимедиа Арт Музей впервые показывает выставку Александра Стринадко «Накануне Перестройки». Это тонкая и душевная документальная фотография из собрания МАММ, которая показывает быт обычных советских людей в середине 80-х годов в Донецке, Запорожье и Одессе. В его работах нет пропаганды или идеологии, скорее наоборот, каждая фотография передает реальный размеренный ритм жизни городов. Особое спокойствие в этих городах подчеркивается небольшим форматом фотографий, благодаря которому даже огромные монументальные памятники кажутся не такими внушительными и давящими.

Фото: МАММ

На следующем этаже находится выставка американской художницы Сэнди Скогланд. Она тоже представлена в рамках Фотобиеннале. Ее выставка «Между воображением и реальностью» — своеобразное предсказание о нашем времени, которое в итоге сбылось. Фотографии, показанные на выставке, сделаны в период между концом 1970-х и началом 1990-х, но они куда больше напоминают современные фото из соцсетей, особенно что касается содержания. Многие из них изображают «натюрморты» — еду американского среднего класса. По словам художницы, это то изображение, которое понимается всеми без исключения как универсальный язык. Но если ранние фотонатюрморты изображали только еду в линчевских антуражах с кривыми стенами и гипнотическим рисунком, то работы 1980-х уже изображают сюрреалистичные взаимодействия между людьми, их переживаниями и едой как символом общества чрезмерного потребления. На выставке представлена одна из самых знаменитых ее фотографий «Радиоактивные кошки», с которой началась ее работа с инсталляциями и их фотоизображениями.

Персональная выставка Паруйра Давтяна «Откровение чудесного пруда» была названа так по фразе Клода Моне, написанной им в одном письме. Давтян совмещает сразу несколько концепций — концепцию «ошибки», неслучайной случайности при синтезировании разный традиций, в том числе из истории искусства, и концепцию Сада как созданного художником вручную пространства его собственных идей и произведений. Этот Сад можно найти в центре выставки. Большую часть экспозиции занимают работы из серии «Элементарий», где гербарии с научными названиями растений перемешиваются с узнаваемыми образами из разных сфер. В итоге названия в сочетании с этими образами начинают выглядеть как шутливые прозвища. Смотрительница в музее становится скердой кровельной, а улыбчивый Антон Белов — земляникой садовой.

На последнем этаже музея самых терпеливых посетителей ждет почетный приз — выставка «Календарь Pirelli 2020», которая была открыта еще до карантина, но проработала всего несколько дней. Над календарем сегодня работают только лучшие мировые фотографы, артисты и модели. В 2020 году календарь делал итальянский фотограф Паоло Роверси, который выбрал просто считываемую историю Ромео и Джульетты. Выставка называется «В поисках Джульетты». Паоло Роверси работал именно над образом Джульетты и подошел к его поиску со всей серьезностью — каждую модель он сначала фотографировал в «естественном» амплуа, без макияжа и нарядов, а во время съемок беседовал с девушками о том, как они сами видят образ Джульетты. Итоги этих бесед можно увидеть на фотографиях в первом зале, во втором можно посмотреть бэкстейдж и узнать, как походил процесс съемок.

На минус первом этаже музея можно посмотреть еще две докарантинные выставки, организованные Школой Родченко и ее выпускниками. Первая, «Нелепое равновесие», создана Артемом Голощаповым и визуализирует то чувство тревоги, которое каждый испытывал во время пандемии (хотя сам проект был создан еще в доковидную эпоху). Эта тревога активно подогревается различными Интернет- платформами, которые дают колоссальные объемы информации, но не дают никакой уверенности в завтрашнем дне.

Фотограф Ксения Цыкунова создала в качестве дипломной работы проект «Ютьюбифул», в котором исследует феномен Youtube-блогеров. Это скриншоты поставленных на паузу видео в основном не самых популярных блогеров, которые даже без огромного количества подписчиков и почетных «кнопок» не боятся быть открытыми со своей аудиторией и все сильнее размывают грань между личным и публичным, вплоть до ведения прямого эфира во время родов.

Все выставки МАММ открыты до 28 марта 2021 года, проход осуществляется по сеансам. Перед тем, как отправиться в музей, билеты следует приобрести на сайте.


Автор: Екатерина Сурат

Редактор: Владимир Большаков

Обложка: МАММ

Наверх