ПОЧВА ВМЕСТО НЕФТИ: ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ “ПОД АСФАЛЬТОМ — НЕ ПЛЯЖ” В РАМКАХ ПРОЕКТА “ЗАЗЕМЛЕНИЕ”

Культурно-образовательный проект “Заземление”, организованный Центром Art&Science Университета ИТМО и Центральным музеем почвоведения им. Докучаева,  с 21 ноября по 13 декабря 2020 года проводит образовательную онлайн-программу “Под асфальтом — не пляж”. О том, развивается ли жизнь под пластами дорог и почему исследования почвы необходимы — в нашем новом материале.

Серию мероприятий в рамках проекта “Заземление”, организованного Центром Art&Science Университета ИТМО и Центральным музеем почвоведения им. Докучаева, открыла международная конференция, призванная  “расширить привычные представления о почве и раскрыть многогранность взглядов на окружающую нас материю”. Участники собрания намерены рассмотреть вопрос о том, что находится под асфальтом — земля, ресурс, живое вещество? Они пришли к выводу о том, что наши представления зависят от наших же целей. “Мы хотим представить: как мог бы выглядеть мир, если бы Почва занимала место Нефти по значимости”, – отмечают организаторы.

Среди выступающих на конференции — русский географ Николай Смирнов, французская художница, работающая с почвой, Карин Бонневаль, австралийский художник и руководитель лаборатории SymbioticA Орон Кэттс,  современный философ Бен Вудард. Карин Бонневаль отметила: “Обычно, когда я говорю, что изучаю почвы, люди отвечают, что она мертвая. Однако это абсолютно не так. Просто мы редко думаем о том, что происходит под нашими ногами”.

В течение многих лет Карин при помощи чувствительных микрофонов записывает звуки и занимается изучением, в том числе, того, как антропогенные звуки влияют на рост грибов и жизнедеятельность бактерий. Основная задача проектов художницы — восстановить связь между человеком и землей. Научный сотрудник Центрального музея почвоведения им. Докучаева в Петербурге Юлия Тимофеева считает: “Когда мы делаем здание, нам приходится вырыть котлован, тем самым разрушая целостность естественного почвенного покрова. Так, мы теряем не только почву, как основу жизни для производста растений, но и дом для животных, бактерий, микроорганизмов и всех остальных. Никакой жизни под зданиями не будет происходить. С корнями растений также. Мы запечатываем поверхность, растение не может развиваться, и корни погибают. Проложим дорогу — корни могут остаться, но жизни в них уже не будет”. 

В рамках проекта “Заземление” с лекцией на тему “Дети слабой природы: диалектическая натурфилософия и будущее гуманизма” выступил Антон Сюткин, старший преподаватель Университета ИТМО, исследователь современной диалектической философии. Лектор рассмотрел современные направления преодоления гуманизма и в качестве альтернативы данному мировоззрению предложил возвращение к диалектике. 26 ноября 2020 года состоялось выступление Оксаны Тимофеевой, доктора философских наук, профессора центра практической философии “Стасис” Европейского университета в Петербурге, на тему “Земля и философия — от античности до наших дней”. Исследовательница представила краткий обзор понятия о земле в разрезе некоторых философских течений разных исторических периодов. Оксана Тимофеева в ходе доклада осветила  представления о земле с точки зрения древнегреческой мысли, классической философии, марксизма, философии Хайдеггера.

В ходе проекта состоялась ридинг-группа с Зоей Комаровой, аспиранткой Центра практической философии “Стасис”. На встрече обсудили книгу “Пульсирующая материя”. Автор труда, современный политический теоретик Джейн Беннетт утверждает, что материальные объекты способны двигаться по собственной траектории. Цель ридинг-группы (формата медленного чтения, устроенного как семинар, но без преподавателя) — рассмотреть почву как “часть этой пульсирующей материальности”. Совместно с ассистенткой философского факультета Московского государственного университета им. Ломоносова, членом редколлегии журнала “Логос” Полиной Хановой был рассмотрен труд Тимоти Мортона “Гиперобъекты”. Его автор предлагает читателям свой, альтернативный существующему, взгляд на планету. 

В преддверии Всемирного дня почв были проведены онлайн-экскурсии по трем музеям: Музею почв в Объединенных Арабских Эмиратах, Центральному музею почвоведения им. Докучаева в Петербурге и Музею института картографии и геологии в Каталонии. 5 декабря, в день почв, состоялся онлайн-симпозиум “Заземляя art&science”, в ходе которого обсудили варианты сотрудничества между научно-исследовательской средой и искусством. Название встречи — своеобразная игра слов. Идея мероприятия состоит в том, чтобы приблизить участников “к земле”, погрузить их в вопросы о почве. С другой стороны, симпозиум — попытка посмотреть на действительность непредвзято и популяризировать тему взаимодействия науки и культуры.

Дарья Милле, куратор и научный сотрудник Центра искусства и медиа в Германии, входит в состав кураторского комитета выставки Critical Zones. Observatories for Earthly Politics. В ходе своего выступления на симпозиуме исследовательница рассказала о “Критических зонах” и отметила: “Темы art&science являются центральными для этой выставки. Репрезентации критической зоны еще не существует, поэтому искусство и наука пытаются вместе найти пути этой репрезентации. Наша задача — сделать эти идеи доступными и понятными большинству посетителей выставки”. Елена Сухачева, директор Центрального музея почвоведения им. Докучаева, на вопрос о взаимодействии науки и искусства выразила следующую точку зрения: “Для художников важно донести до музейщиков и ученых свою идею. Если музейщик не понимает, чего хочет художник, возникают проблемы. Мы совершенно из различных областей и найти понимание — наша задача, потому что общая цель состоит в том, чтобы донести до людей научные исследования на каком-то вербальном уровне”.

Образовательная программа в рамках “Заземления” продолжается. В ближайшее время планируются лекция философа Никиты Сазонова, а также доклад географа Николая Смирнова. На официальном сайте проекта можно подробнее ознакомиться с графиком предстоящих мероприятий и пройти регистрацию. Там же размещены записи некоторых трансляций прошедших собраний.


Автор: Анастасия Передреева

Редактор: Владимир Большаков

Обложка: get.pxhere.com

Наверх