ПОЛАРОИД, РИТУАЛЫ И ПОРНОЗВЕЗДЫ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ФОТОГРАФЕ РОБЕРТЕ МЭППЛТОРПЕ

Роберт Мэпплторп фотограф, снимавший представителей разных рас, БДСМ и ЛГБТ культур, порнозвезд. Кто-то краснеет, глядя на его работы, кто-то восхищается ими. Но какими бы компрометирующими они ни были, сложно отрицать, что «искусство поет о Боге и, по большому счету, только Ему и принадлежит», как сказала подруга Роберта Патти Смит в своей книге «Просто дети». О творческом пути и ключевых работах Роберта Мэпплторпа — в нашем материале.

 

 

Роберт Мэпплторп родился в 1946 году на острове Лонг-Айленд (юг штата Нью-Йорк), вырос в большой и набожной семье. Мать мечтала, чтобы сын стал священником, вот только с церковью мальчика связывали лишь две вещи: чувство прекрасного и любовь к ритуалам. Сам фотограф говорил, что провел детство в американском пригороде, отличном месте для того, чтобы повзрослеть, и лучшем, «чтобы покинуть его навсегда». Роберта Мэпплторпа с раннего возраста интересовало искусство он любил раскраски, украшения (особенно колье) и хотел стать художником. Однако семья настаивала на «фундаментальном» образовании, поэтому в 16 лет родители отправили его учиться дизайну в Нью-Йорк. Там он и начал экспериментировать с коллажами игрался с вырезками из журналов, в том числе гомосексуальных, одеждой создавал футболки, увлекался реди-мейдом. Уже тогда его эфемерная, на первый взгляд, эротическая телесность начала проявляться. Он искал грань между похотью и искусством.

 

Фото: «Без названия» Роберт Мэпплторп, 1968

 

Со временем Мэпплторп начал работать штатным фотографом в журнале «Interview» Энди Уорхола. Знакомство с Джоном Маккендри, куратором отдела фотографии при музее искусств Metropolitan, кардинально изменило жизнь художника. Он стал изучать историю фотографии, знакомиться с абстракцией. Мэпплторпа вдохновляли многие, например, авангардист Джозеф Корнелл, фотографы Эдвард Уэстон, Имоджен Каннинген, модернистка Джорджия О’Кифф.

 

Однако неизменной музой Роберта стала Патти Смит. Вместе они стали воплощением андеграундной элиты 1970-х. Именно она сподвигла Роберта к фотоискусству, нашла Polaroid SX-70 camera, стала его первой моделью и натурщицей. Патти Смит описывает Нью-Йорк конца 1960-х и начала 1970-х, кишащий музыкантами, битниками, поэтами и артистами. Автобиография также полна воспоминаний о Мэпплторпе и их совместной жизни в отеле «Челси». «Он точно не знал, хороший он человек или плохой. Альтруист или нет. Демон или нет. Но одно знал точно. Он художник», пишет Смит о возлюбленном в книге «Просто дети».

 

Фото: Патти Смит, сфотографированная Робертом Мэпплторпом, 1976

 

Как писал  журнал «Dazed», его портреты Смит похожи на исследование их сложных отношений: «Их работа становилась взаимным сотрудничеством, которое источало интенсивную близость». Довольно быстро Мэпплторп осознал свою гомосексуальность, но это не помешало паре остаться друзьями.

 

Свой образ и имидж Мэпплторп пытался найти с помощью автопортретов. Он примерял на себя самые разные образы, сексуальные амбивалентности, не боялся метаморфоз и контроверсивности. Художник ставил под сомнение устоявшиеся гендерные роли «мужчины» и «женщины», выявляя их статус как социально сконструированных терминов. Он демонстрировал эмоции, чувства, мысли, свое понимание гармонии между формой и сексуальностью.

 

Фото: «Автопортрет (в драге и без)» Роберта Мэпплторпа, 1980

 

«Я ищу вещи, которых никогда раньше не видел», говорил о своем творческом пути Роберт Мэпплторп. Для него проведенный день без фотографии был равносилен моральной смерти, пренебрежению чем-то существенным. Он с легкостью изображал как цветы, так и мужские половые органы, которые были для него одинаково изящны. «Его будут порицать и обожать. Его выходки будут проклинать и романтизировать. Но, в конце концов, в его работе найдут лишь правду», — написала Патти Смит в книге «Просто дети». Роберт Мэпплторп был участником субкультур, БДСМ-сообществ, снимал представителей разных рас, меньшинств словом, был беспристрастен. Порнозвезда Бенджамин Грин также сильно повлиял на Мэпплторпа — снимки стали еще более откровенными.

 

Фото: «Калла лилия» Роберта Мэпплторпа, 1988

 

Тесная фотообрезка Мэпплторпа позволяет лилии доминировать в плоскости изображения, разделяя его как по горизонтали, так и по вертикали, и создавать резкий контраст белых и черных тональностей. Художнику важно показать самостоятельно работающую композицию.

 

Фото: «Брайан Ридли и Лайл Хитер», фотография Роберта Мэпплторпа, 1979

 

Мэпплторп работал в жанре портретной фотографии. В его объектив успели попасть Арнольд Шварценеггер, Ричард Гир, Игги Поп, Энди Уорхол.

 

Фото: «Дэвид Хокни», фотография Роберта Мэпплторпа, 1976

 

«Снимок Хокни был сделан на Огненном острове в штате Нью-Йорк, возможно, в “Соснах” гей-курорте, где Хокни проводил лето 1975 и 1976 годов», пишет Национальная галерея Шотландии. И зевок и поза придают изображению легкость, непосредственность, красоту и силу.

 

В конце жизни Роберт Мэпплторп активно поддерживал организации, борющиеся с ВИЧ и СПИДом. Сам художник и фотограф умер в марте 1989 из-за иммунодефицита.

 

Где можно посмотреть работы художника

 

Если нет возможности лично посетить выставки Роберта Мэпплторпа в Нью-Йорке, Амстердаме или Париже, скажем спасибо возможностям Интернета:

 

The Robert Mapplethorpe Foundation – Portfolio

 

Robert Mapplethorpe(@mapplethorperobert) • Фото и видео в Instagram

 

robert+mapplethorpe -artnet Artworks Search

⠀⠀⠀⠀⠀

Фильм «Мэпплторп», 2018


Автор: Алина Филимонова

Редактор: Кристина Ренжина

Обложка: “Автопортрет (в драге и без)" Роберта Мэпплторпа, 1980

Наверх