POPULAR JESUS: ПРАВОСЛАВНЫЙ СТРИТ-АРТ. КТО ВЫВОДИТ ЦЕРКОВЬ НА РОССИЙСКИЕ УЛИЦЫ

Традиционная православная икона — то, чему есть место в церквях и домах, но вряд ли она сможет попасть в список твоих любимых арт-объектов. Помещение же иконы в другой контекст может вызвать как легкое удивление, так и полное неприятие. Тем не менее, художники продолжают рисовать иконы на улицах, не принимая в расчет зрительский скепсис. Кто выводит церковь на улицы в России, как к этому относится сама церковь и зачем вообще это нужно — разбираемся в новом материале.

 

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой» (Исх. 20:4). В священном писании запрещаются любые изображения, однако иконы как изображения святых, похоже, не нарушают данного положения. Не нарушает ли его православный стрит-арт — граффити, созданные художниками-участниками проекта «После иконы» — вопрос открытый.

Александр Цыпков — основатель «После иконы». За его плечами более 10 лет традиционной иконописи. Потом он вывел искусство на улицы. Его переходным периодом от мастерской к стенам города стала работа над росписью заброшенных храмов церковными мотивами. Из ярких и запоминающихся — «Иоанн Креститель», который смотрит на проходящие электрички, «Херувим» и трубящий «Ангел». Для понимания православного стрит-арта необходим базовый набор знаний о религии.

Этой художественной деятельностью, которую Александр Цыпков назвал христианским стрит-артом, занимаются и другие художники. Антон Беликов — куратор проекта «После иконы», товарищ Александра по росписи разрушенных церквей. Антон — идеолог движения православного стрит-арта. Он курирует проект, в рамках которого труды иконописцев выходят за пределы церквей и семинарий.  Звание «идеолога» движения православного стрит-арта подкрепляется высказываниями самого Антона Беликова в социальных сетях. В одном из своих постов Антон написал: «Вот так они и выглядят, русские храмы в настоящей России: десяток бумажных икон, свороченный в сторону алтарь, шприцы и бутылки хрустят под ногами. Здесь быть верующим человеком — не понты и не фальшь. В этих церквях дует холодный ветер и идет дождь. Здесь нет места комфортному христианству больших городов. Дух дышит, где хочет, и сейчас Он здесь. Спрашивает: «Зачем ты пришёл сюда?». Как бы то ни было, Антон — художник. В социальных сетях не так много его работ. Одной из запоминающихся является эта — эскиз, изображающий канонический церковный сюжет «Успение пресвятой Богородицы».

В интервью Антон Беляков так выразил основную суть, идею православного стрит-арта: «Понимаешь, у нас христианство живет практически в гетто, говорит Антон, не отрываясь от трафарета. Вроде все легально и общепринято, но тебе говорят: «Знаешь, брат, ты будь христианином в церкви, а в миру не надо». То есть десять заповедей как бы можно исполнять только в храме, а в обычной жизни не нужно! Вот мы и пытаемся извлечь христианство из изоляции и вернуть его в живую культуру. При этом мы понимаем, что все это обречено на полнейший провал».

Вместе с Александром Цыпковым и Антоном Беляковым росписью храмов занималась и Мария Бурганова-Ялтанская. В Инстаграме Мария выкладывает работы не всегда христианского толка, выдержанные в едином монохромном стиле. Во время карантина на странице появились изображения из серии «самоизоляционных» — одиннадцатым днем значится надпись «Спаси Господи», а десятым — спираль и руны из скандинавского футарка.

Фото: rgsu.net

Современные православные граффити являются своеобразным продолжением изображения на стенах — по мокрой штукатурке — фресок. Хотя само слово «фреска» пришло из итальянского языка и католической традиции, такие изображения были распространены и в православии на самых ранних этапах. О фресках рассказал отец Дионисий: «Первые иконы появлялись на стенах как граффити, их роднит именно настенная живопись, изображения рыб, крестов, агнецов. Появлялись на стенах, где христиане проводили свои первые собрания. Но все же понимание иконы находится не в плоскости художественной, оно — в плоскости духовной. О граффити я такого сказать бы не смог. Икона — это религиозный символ. Это таинство, оно служит не цели привлечь, а цели богообщения. Общения с миром невидимым. Привлекать внимание религиозными предметами я не считаю нужным. Привлекать нужно другим — что-то сделать для другого человека, протянуть руку, когда ему плохо».

Эта позиция в некоторой степени отражает и взгляд церкви — православные не против такого стрит-арта, если изображения легальны, но считают, что это не самый лучший способ «популяризации» христианской веры.

Еще один заметный представитель современного православного искусства — Екатерина Меладзе. Художник работает в мастерской и на улицах — Инстаграм Екатерины заполнен контрастными изображениями с частым преобладанием красного цвета: заповедь красным по черному и мозаики.

Для интересующихся темой православного стрит-арта рекомендуем следить за обновлениями на сайте Биеннале Христоцентричного Искусства, которая проходит с 15 октября 2020 по 16 мая 2021 года. Но лучше всего следить за соцсетями художников — очень часто христианские граффити, не отличаясь от обычного стрит-арта, не доживают и до утра.


Автор: Эльмира Багнюк

Редактор: Арина Полуянова

Обложка: vk.com

Наверх