«ПОЖАЛУЙСТА, ЗАБЛОКИРУЙТЕ МЕНЯ»: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ АРТ-КРИТИКЕ ДЖЕРРИ САЛЬЦЕ

Джерри Сальц не имеет художественного или журналистского образования, но более двадцати лет поддерживает статус популярного арт-критика. Сальц обладает большой аудиторией и мог бы успешно просвещать ее, но вместо этого он публикует оскорбительные фотографии и высказывания. Полезен ли такой критик для общества — читайте в нашем новом материале.

 

Джерри Сальц — американский арт-критик, обладатель Пулитцеровской премии-2018 за критику. С 2006 года работает главным художественным рецензентом и обозревателем журнала New York Magazine и его развлекательного сайта о поп-культуре Vulture.

Начало карьеры

Творческий путь Сальца начался с основания галереи N.A.M.E. Gallery: ни он, ни его лучший друг Барри Холден, ни другие выпускники Чикагского художественного института не смогли придумать название. Несмотря на то что Сальц постоянно рисовал, у него не получилось справиться с отсутствием художественного образования, побороть страхи и неуверенность в своих работах. Вскоре Джерри бросил изобразительное искусство.

Прежде чем связать свою жизнь с журналистикой, Сальц шесть лет проработал дальнобойщиком в компании Holden Ford Art Handles, частично принадлежащей его товарищу Барри. Депрессия и растущее осознание того, что «единственное, что хуже, чем жить в мире искусства — это не жить в мире искусства», в конце концов побудили его вернуться к творчеству, но уже в другом амплуа.

Сначала Сальц интервьюировал художников для книги Эрика Фишля («Скетчбук с голосами»), затем — для своей («За пределами границ: Новое искусство Нью-Йорка»). Джерри начал публиковаться в журналах Arts и Art in America. С 1998 года Сальц стал постоянным арт-критиком газеты The Village Voice. Здесь он писал еженедельные обзоры галерей и музейных выставок.

В 2004 году Джерри Сальц присоединился к редакции журнала New York. Бывший главный редактор Адам Мосс считал его материалы остроумными, но простыми — подходящая комбинация для журнала с развлекательной направленностью.

За свое трудолюбие и оригинальность Сальц получил три почетных докторских степени от художественных школ и институтов США. В 2001 и 2006 годах Сальц был номинирован на Пулитцеровскую премию, в 2018 году стал ее обладателем.

Десять статей, за которые Сальц получил награду, были первоначально опубликованы журналом New York в 2017 году. В них прослеживается интерес критика к спорным вопросам в мире искусства. Комитет особенно отметил комментарии к биеннале Уитни 2017, взгляд на аукцион Christie’s с картиной предположительно авторства Леонардо да Винчи, рассуждение о картине Бальтюса, которую призвали убрать из Метрополитен-музея.

Наиболее известен материал «Моя жизнь художника-неудачника», посвященный сожалениям Сальца о несостоявшейся карьере, кратковременной учебе в художественной школе и исключению из нее. Именно благодаря негативному опыту Джерри стал критиком. Статья вдохновила Сальца на написание книги «Как стать художником», опубликованной в марте 2020 года. Это небольшой сборник мотивационных советов и упражнений по поиску себя в мире искусства.

На вопрос критиков о том, как художник-неудачник может советовать реализовывать себя в этой сфере, Сальц ответил: «Я думаю, что ты не обязан быть виноделом, чтобы писать о вине. Спортивный журналист не всегда играет в футбол, чтобы говорить о нем».

Особенности критики

Пулитцеровский комитет хвалил Сальца за его способность заставить нечто, считающееся элитарным, казаться более доступным. Джерри «опускается» до уровня массового читателя: часто использует сленг, умело сочетает терминологию с образными описаниями. Его юмор, детализация и эмоциональный стиль письма разрушают привычную строгую модель художественной критики. Он называет себя обывателем в мире искусства и рассматривает его под другим углом:

«Я не ищу в искусстве мастерство; я ищу оригинальность, неожиданность, одержимость, энергию, экспериментирование, желание опозорить себя на публике. Мастерство не имеет ничего общего с техническими навыками, оно связано с гибкостью и креативностью. Меня интересуют люди, которые переосмысливают мастерство: скажем, инженер, который строит ракеты из камней».

В своих социальных сетях критик поддерживает диалог с читателями. Сальц часто отвечает на комментарии и делится историями из личной жизни.

Второе я

Сальц-критик воспринимается читателями как дальний родственник, истории которого всегда интересно слушать во время редких встреч. И как это часто бывает с родней, его соцсети вызывают как минимум неловкую улыбку, как максимум — стыд. Однако Джерри Сальц — не дядя с 30 подписчиками. За его инстаграмом следят 489 000 человек, а за твиттером — чуть больше полумиллиона.

Инстаграм Сальца — сочетание критики республиканской партии США и изобилия гениталий в искусстве. Картины, скульптуры, фото самого Джерри и мемы теряются на их фоне.

Посты сексуального и насильственного характера вызывают возмущения общественности. Свою экстравагантную ленту Сальц оправдывает любовью к искусству, «потому что во всем мире, кроме Запада, эти картинки действительно ценятся». Многие произведения искусства, изображающие половые акты, гениталии и пытки, начали оцифровывать совсем недавно. Критик утверждает, что путем публикации подобных фотографий он делает историю более открытой.

«Я начал публиковать эти изображения — зачастую чрезвычайно жестокие, но в то же время гениальные. Они великолепны и сексуальны. Их тела скомпрометированы во всех отношениях — сексуально, скотски. Я редко выкладывал фотографии обнаженных людей; я выкладывал картины и мозаики, и мир искусства сходил с ума, и я сопротивлялся, и я был неправ», — комментирует Сальц в интервью для Vulture.

Сальца сравнили с Дональдом Трампом: бывший президент США часто писал сексистские, мизогинные и расистские комментарии в своем твиттере. Для критика, убежденного демократа и явного ненавистника республиканского режима, это высказывание было оскорбительным.

В 2015 году аккаунт Сальца в фейсбуке был временно заблокирован в ответ на опубликованную им фотографию со сценой садомазохизма. Подобные ограничения доступа к аккаунтам происходили неоднократно. Джерри сам призывает недовольных пользователей блокировать его страницы: «Пожалуйста, пожалуйста, заблокируйте меня, я здесь не для того, чтобы кого-либо оскорблять. Мне очень грустно. Мне больно, что я ранил чувства других людей».

С 2016 года характер постов с обнаженными женщинами изменился. Раньше Сальц позволял себе публиковать непристойные комментарии к фотографиям современниц, теперь голое женское тело чаще встречается в произведениях искусства. Мужские половые органы периодически мелькают в его ленте с коротким комментарием: «Пожалуйста, придумайте подпись».

Сальц признает, что не рассматривал свои публикации как инструмент пропаганды сексизма и порнографии. Критик утверждает, что для него они имеют исключительно историческую и культурную ценность. Однако отказываться от таких публикаций Сальц не спешит, по-прежнему восхищаясь их открытостью.

Получение Сальцем Пулитцеровской премии вызвало негодование общественности. Observer писал, что человек, чьи публикации не раз назывались оскорбительными, не заслуживает эту награду. По мнению издания, жена Сальца, арт-критик New York Times Роберта Смит более достойна «Пулитцера»: она не была замечена в аналогичных скандалах, а ее материалы об изобразительном искусстве, дизайне и архитектуре признаны качественными. Кроме того, Роберта читает лекции по современному искусству.

В это же время имя Роберты чаще встречается в профессиональных кругах, а Джерри — далеко за их пределами. Намеренно или нет, Сальц построил свой образ на трех китах: доступном языке статей, общении с подписчиками и неоднозначных публикациях в социальных сетях.

Фото: observer.com

 

Критики vs художники

25 января 2021 года Джерри Сальц опубликовал пост в своем твиттере: «Хороший критик всегда вкладывает больше сил в описание произведений искусства, чем художник вкладывает в создание своей работы. Художник только творит. Критик должен измерить это творение и описать его так, чтобы передать всю глубину задумки, таким образом тоже создавая нечто прекрасное и одновременно простое».

Сальц апеллирует к эссе Оскара Уайльда «Критик как художник». Произведение содержит строки: «Вы утверждали, что говорить о созданном труднее, чем создавать, и что ничегонеделанье — труднейшее занятие в мире; вы утверждали, что все Искусство аморально, и что всякая мысль таит в себе опасность, и что критика в большей степени творчество, чем само творчество, и что высшая Критика та, которая находит в произведении вещи, отнюдь не подразумевающиеся художником, и что истинным судьей становишься именно потому, что ничего не можешь создать сам, и что настоящий критик не бывает ни справедлив, ни искренен, ни рационален».

Твит получил более 8000 комментариев. Художники и деятели искусства сочли слова Сальца унизительными по отношению к их трудам: «Представьте себе, что вы достаточно эгоистичны, чтобы сказать: «Художник просто творит».

Американский кинокритик и телеведущий Курт Лодер прокомментировал заявление Сальца: «Этот твит становится хуже каждый раз, когда я его перечитываю».

Иранский комик и автор Шаппи Хорсанди ответила: «Хороший критик не заходит в твиттер с головой, засунутой в задницу, используя Оскара Уайльда как оправдание».

Сальц, не ожидавший столько негативных комментариев, опубликовал несколько твитов с извинениями и объяснениями своей позиции: «Нужно ли повторять еще раз: хороший критик действительно творит! Мы не «превосходим» произведения искусства. Мы тоже «просто создаем». Никто не говорил, что создать что-то легко! Вы же знаете, что я люблю вас, художники!»

Поток гневных комментариев не иссякал, и тогда Джерри добавил: «Критика очень сильно отличается от искусства в одном отношении: сегодня она существует, а завтра исчезнет. Хорошее искусство живет дольше хорошей критики. Критик действительно существует в настоящем. Искусство существует не только в настоящем, но, возможно, и вне времени».

Сальц признал, что его твит был ужасной бессмыслицей. Джерри сообщил, что весь негатив в его сторону — только его вина, но на продолжающиеся комментарии ответил: «Я же извинился».

Социальные сети — в том числе, инструмент влияния на современное общество. Однако популяризации искусства Сальц предпочел скандальный имидж. Благое намерение сделать историю открытой вряд ли оправдывает объективацию женщин в публикациях прошлых лет.

Возможно, столь активное использование твиттера и инстаграма призвано привлечь интерес пользователей к его публикациям в NY Mag и Vulture. У скандальной PR-деятельности есть и обратный эффект: рациональность его статей ставится под сомнение, когда лента в социальных сетях несколько лет подряд заполнена гениталиями и жестокостью.

Готовность Джерри Сальца общаться с подписчиками и молодежный стиль материалов спасают его репутацию от краха. Обществу XXI века необходима простая критика с ноткой юмора. Сальц развивает это направление более 20 лет.

Эволюция Сальца из художника-неудачника в лауреата Пулитцеровской премии дает надежду тем, кто не смог реализовать себя в профессии мечты. Его пример доказывает, что не обязательно уходить из любимой сферы, когда можно зайти в нее в новой роли.


Автор: Анастасия Панина

Редактор: Арина Полуянова

Обложка: news.artnet.com

Наверх