ПРЕДОТВРАТИТЬ БУДУЩЕЕ: КАК ПИСАТЕЛЬ РЭЙ БРЭДБЕРИ ПРЕДСКАЗАЛ ЭПОХУ ДИДЖИТАЛ

22 августа 2020 года исполнилось 100 лет со дня рождения великого фантаста Рэя Брэдбери, автора “451 градуса по Фаренгейту”, “Вина из одуванчиков” и “Марсианских хроник”. В честь юбилея писателя вспоминаем его технологические предсказания, которые уже стали частью нашей повседневности. А заодно разбираемся, что ждет мир в будущем.

 

 

Беспроводные наушники

 

“В ушах у неё плотно вставлены миниатюрные “Ракушки”, крошечные, с наперсток, радиоприемники-втулки, и электронный океан звуков – музыка и голоса, музыка и голоса – волнами омывает берега ее бодрствующего мозга”, – написал Рэй Брэдбери в антиутопии “451 градус по Фаренгейту” (1953). Через 26 лет, в 1979 году, Sony выпустила первый портативный плеер. В начале 90-х появились первые беспроводные наушники. И только в 2004 году в продажу поступили беспроводные наушники с технологией Bluetooth.

 

Широкоформатные телевизоры и видеозвонки

 

В той же антиутопии “451 градус по Фаренгейту” герои просиживают вечера перед телевизорными стенами, с которых доносятся бессмысленные разговоры “родственников” и развлекательные передачи: “И будет еще интереснее, когда у нас будет четвёртая телевизорная стена. Как ты думаешь, долго нам ещё надо копить, чтобы вместо простой стены сделать телевизорную?”.

 

Телевизорных стен у нас пока нет, зато на рубеже веков появились плазменные панели. Можно купить огромный плоский телевизор хоть во всю стену. А “родственников”, болтающих с экрана, сегодня можно устроить, нажав на ярлык Skype или Zoom на рабочем столе.

 

Сотовая связь и смарт-часы

 

В рассказе “Убийца” (1953) описываются беспроводные устройства, с помощью которых люди могут разговаривать на расстоянии. В представлении Рэя Брэдбери это были радиобраслеты, которые надевались на руку как часы: “…и все переговариваются по радиобраслетам с женами: я, мол, уже на Сорок третьей улице…” В нашем мире изобретениями для сотовой связи сначала стали мобильные телефоны, и только потом появились умные часы. Например, с Apple Watch сейчас можно совершить звонок так же, как описано в рассказе.

 

Беспилотные автомобили

 

“Проходя мимо лобового стекла, заглянул внутрь. Так и знал: никого ни на переднем сиденье, ни вообще в машине”, – так Рэй Брэдбери в рассказе “Пешеход” (1951) представлял себе беспилотные полицейские машины будущего, не требующие водителя и способные разговаривать. Нынешние беспилотные автомобили пока не в такой степени совершенны. Однако тестированием беспилотников сегодня занимаются уже многие компании. Учитывая развитие науки в области искусственного интеллекта, они, вполне возможно, скоро заговорят.

 

Источник фото: avatars.mds.yandex.net

 

Виртуальная реальность

 

В рассказе “Вельд” (1950) писатель изображает детскую, которая способна воспроизводить любой фрагмент существующей или сказочной реальности с запахами и звуками: “Гладкие двумерные стены. На глазах у Джорджа и Лидии Хедли они, мягко жужжа, стали таять, словно уходя в прозрачную даль, и появился африканский вельд – трехмерный, в красках, как настоящий, вплоть до мельчайшего камешка и травинки”.

 

Современные технологии виртуальной реальности не могут симулировать запахи, а вот создавать трехмерную картинку со звуком способны. Существуют уже и перчатки, которые позволяют тактильно ощущать предметы в виртуальном пространстве.

 

Полет на Марс

 

Сам Рэй Брэдбери относил к научной фантастике только антиутопию “451 градус по Фаренгейту”, а рассказы из цикла “Марсианские хроники” считал написанными в жанре фэнтези. “Этого не может быть, понимаете? Поэтому у этой книги будет долгая жизнь – она как греческая мифология, а мифы живучи”, – рассказывал он в интервью. И ошибся, ведь его космическая реальность лишь несколькими десятками лет дальше в технологическом развитии, чем земная.

 

Инженеры НАСА предполагают, что к 2030 году человек сможет ступить на поверхность Марса. А Илон Маск разрабатывает корабль Starship, который сможет перевозить до ста человек, и тогда на красной планете возможно будет создать постоянную колонию.

 

Когда в 2010 году у писателя спросили, почему же люди до сих пор не высадились на Марс, он дал исчерпывающий ответ: “…потому что люди – идиоты. Они сделали кучу глупостей: придумывали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде айфона, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. А вот если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру… Кто знает, каким был бы мир тогда? Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением – пить пиво и смотреть сериалы”.

 

Общество потребления – главная проблема, которую Брэдбери показывал в своих произведениях. У технологического развития, по его мнению, есть обратная сторона, влияющая на психологию человеческого сознания. Люди будущего смотрят бесполезные ток-шоу и отупляющую рекламу, и у них нет времени задуматься, что из транслируемого правда, а что нет: “…они говорят вам, что вы должны думать, они вколачивают это вам в голову. <...> Вас так стремительно приводят к заданным выводам, что ваш разум не успевает возмутиться и воскликнуть: «Да ведь это чистейший вздор!»” В них бесконечно пихают развлекательные программы и не позволяют получать образовательную информацию: “У них даже будет впечатление, что они мыслят, что они движутся вперёд, хотя на самом деле они стоят на месте. <...> Не дай бог, если они начнут строить выводы и обобщения”.

 

В школах будущего вряд ли учат думать: “Знаете, мы в школе никогда не задаем вопросов. <...> Сидим и молчим, а нас бомбардируют ответами”. Сейчас многие ученые, занимающиеся вопросами педагогики и психологии,  всерьез озабочены “натаскиванием на тесты” в качестве стратегии обучения. Подготовка к стандартизированным заданиям превращается в запоминание отдельных фактов. От этого страдают навыки анализа информации, ведения дискуссии и отстаивания своей позиции. В свободное же время дети будущего увязают в виртуальных мирах детских, в то время как современные родители жалуются на то, что их детей невозможно вытащить из компьютерных игр.

 

Темп жизни все больше ускоряется: нужно постоянно куда-то спешить, каждую секунду быть на связи, болтовня с экранов сопровождает человека повсюду. Книги и статьи сокращаются, пока не станут пересказом пересказа, у людей больше нет времени на дружеские разговоры или прогулки по городу. Человеческие чувства в мире будущего находятся в дефиците.

 

Удобства становятся неудобными: еще способные мыслить пытаются покинуть умные дома, разбить неумолкающую технику, уединиться. О том, куда стремится весь этот высокотехнологичный мир, невольно задумываешься после еще одной фразы писателя: “Меня просят предсказывать будущее, в то время как я хочу предотвратить его”.

 

Что ж, это будущее на пороге.


Автор: Юлия Никитина

Редактор: Владимир Большаков

Фото с обложки: avatars.mds.yandex.net

Наверх