ЭТОТ СЛОЖНЫЙ МЕТР: О ДНЕ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО КИНО-2019

С 15 по 25 декабря по всей России проходили Дни короткометражного кино. Что это за мероприятие и почему оно так важно для развития современного кинематографа, рассказываем в нашем материале на примере Калининграда.

 

Об акции

 

Ежегодно 21 декабря отмечается Международный день короткометражного кино, который по всему миру сопровождается показом лент небольшого хронометража (до 50 минут). Так заведено с 2011 года.

 

В 2014 году к акции присоединилась и Россия. С тех пор ежегодно, в самые короткие дни декабря, жители всех крупных городов страны могут посетить бесплатные кинопоказы, на которых демонстрируются фильмы в жанре короткого метра.

 

В 2019 году организаторы провели около 3000 сеансов в 85 регионах России. Театры, университеты, арт-пространства, библиотеки, школы предоставили свои площадки для показа последних самых интересных лент, созданных молодыми режиссёрами.

 

В этом году всего было представлено 9 программ. Однако демонстрировалась в каждом регионе только часть из них. Например, в Калининграде зрители могли посетить показы лент из проектов “Анимация. 12+”, “Фестивальные хиты”, “Кино будущего”, “Звёзды”, “Документальное”, “Семейное”. “Международная программа”, “Анимация. 0+”, “Альманах Счастье – это. Часть 2” в Калининграде не показывали.

 

Площадками для проведения Дней короткометражного кино стали: Калининградская областная научная библиотека, Центральная городская библиотека имени А.П.Чехова, творческое пространство “ArtCluster” и арт-пространство “Ворота”.

 

Генеральный продюсер проекта Дмитрий Якунин, определяя главную цель акции, отметил важность того, чтобы современный зритель полюбил творчество молодых кинематографистов в жанре короткометражного кино, благодаря чему такие показы стали бы регулярными.

 

О жанре

 

Большинство режиссёров начинают свой тернистый путь в кино именно с короткометражных фильмов. Объясняется это просто: съёмка таких лент требует меньших финансовых затрат. Однако сам жанр является очень сложным, а всё потому, что небольшой хронометраж не даёт режиссёру возможности прибегать к длинным сценам или обилию деталей. Между тем, до зрителя нужно донести не только главную мысль, но и вызвать у него нужные эмоции.

 

Короткометражка позволяет молодому режиссёру осознать себя, понять, о каких темах он хочет говорить на языке кино. Одновременно это хорошая возможность показать продюсеру, какой потенциал скрывается в человеке, желающем работать в киноиндустрии.

 

В большинстве случаев, приступая к съёмке короткого метра, режиссёр сам пишет сценарий. Это позволяет начинающему художнику наиболее полно раскрыть идею, которой он хочет поделиться.

 

Сейчас практически любой человек может снять свой фильм. Но далеко не каждый может сделать его глубоким. По мнению известного российского сценариста Николая Куликова, залог успеха короткометражного фильма кроется в искренности режиссёра, что предполагает его бесконечные поиски внутри себя; оптимальная длительность ленты – 10 минут, за которые зритель должен пережить такие эмоции, которыми ему бы захотелось поделиться с окружающими.

 

Режиссёр, который снимает короткометражку, не развлекает человека, сидящего в зале, но пытается сказать ему что-то очень и очень важное. Если создатель ленты ставит целью извлечь прибыль, то ему это вряд ли удастся.

 

 

Поддержка зрителя

 

Вход практически на все мероприятия, где демонстрируются короткометражные фильмы, свободный. Зритель не готов платить за творчество никому не известных режиссёров, поэтому финансовую помощь молодым талантам оказывают специализированные организации.

 

В 2019 году Дни короткометражного кино смогли пройти благодаря поддержке Союза кинематографистов России, Молодежного центра Союза кинематографистов России, продюсерского центра «MovieStart» и Фонда президентских грантов.

 

Кроме того, партнерская помощь была оказана Роскультцентром, кинотеатром “Иллюзион”, Новым институтом культурологии и рядом других неравнодушных к киноискусству компаний.

 

Чтобы такие фестивали проводились на регулярной основе, организаторам нужен отклик зрителя. Чем больше людей будет посещать мероприятия такого толка, тем шире, интереснее будет программа, тем чаще в городах России культурная жизнь будет оживать, а в кино будут появляться новые имена.

 

Неслучайно в программу Дней короткометражного кино включен раздел “Кино будущего”. Здесь демонстрируются фильмы-эксперименты, представляющие собой попытку предугадать, что будет смотреть зритель через 10-20 лет, какие тренды появятся в киноиндустрии и какой жанр приобретет наибольшую популярность.

 

Поддерживая своим вниманием молодых режиссёров или игнорируя их творчество, зритель влияет на картину будущего кинематографа.

 

О фильмах-участниках

 

Смотреть короткометражки не такое простое дело, как может показаться. Всё потому, что концентрация мыслей и эмоций на одну минуту показа чрезвычайно велика. Молодые режиссёры хотят успеть сказать самое главное, поэтому каждый кадр несёт в себе огромную нагрузку.

 

В разделе “Фестивальное кино” особенно выделяется фильм “Белым по чёрному” Антона Мамыкина. Это история о шахтёре, который признался жене в измене. Однако честность ему вышла “боком”, поскольку теперь пыль и грязь в забое не пристают к герою, вызывая нарекания и подозрения окружающих. Сохранить своё лицо или стать как все? Непростой вопрос, на который каждый отвечает самостоятельно.

 

В программе много лент, которые производят сильное впечатление, поскольку режиссёр, возможно, сам того не осознавая, делает ставку на сентиментальность. Присутствие детей в кадре (которые, кстати, часто отлично справляются со своими ролями) придаёт ещё больше трогательности описываемым событиям.

 

В фильме Анны Озар “Ракушка” речь идёт о молодой матери-одиночке, которая узнает о том, что у неё рак. Этот день, как ни парадоксально, меняет её жизнь к лучшему. Лента с огромным успехом демонстрируется на многих фестивалях, собирая овации и награды. Каждому человеку хочется верить в то, что даже в самую трудную минуту всегда есть надежда на помощь окружающих.

 

Молодые режиссёры не перестают возвращаться к теме Великой Отечественной войны. Кто-то рассказывает семейную историю про деда, сумевшего мальчишкой сбежать от немцев (“Мамины шпильки” Татьяны Федоровской), кто-то же пытается оценить вклад тех, кто остался в тылу (“Старый вояка” от Сергея Батаева).

 

Демонстрировались в Калининграде ленты, которые этим летом были представлены в программе кинофестиваля “Короче”. Например, Гран-при фестиваля досталось фильму Александра Назарова “Подводник”. Это забавная история о том, как к жене через пять лет отсутствия возвращается муж. Супруга считала его без вести пропавшим и уже четвертый год как замужем…

 

Фильмы из раздела “Семейное” запомнились трогательными историями о том, что каждому нужна мама и обрести счастье в жизни всегда возможно, если в нём живёт любовь к детям (“Телёнок” от Виктории Рунцовой и “Валенки” от Анны Прудниковой).

 

Сильное впечатление на зрителей произвела лента “Вырваться. История любви” от Ольги Аверкиевой. Она была показана в рамках “Документальной программы”. Недееспособные граждане – кто они? Есть ли у них шанс устроить свою жизнь, как и “нормальным” людям? Какой дорогой они идут к своему счастью и что встречают на пути? Этот 44-минутный фильм открывает нам дверь в жизнь “других” людей, находящихся рядом с нами, но часто так остающихся незамеченными.

 

Каждая короткометражка, включенная в программу, достойна упоминания. И всё-таки ни одна даже самая исчерпывающая характеристика не передаст тех впечатлений, что возникают при просмотре.

 

 

Напоследок

 

В Калининграде на просмотр фильмов в рамках акции Дней короткометражного кино приходили самые разные зрители, что говорит о желании калининградского зрителя не оставаться в стороне от искусства и важных проблем, которые оно поднимает.

 

Подробнее узнать о программе и получить ссылку на закрытый просмотр можно на сайте https://www.shortday.ru

 


Автор: Татьяна Бесхвостова

Редактор: Владимир Большаков

Изображения: День КК-2019

Наверх