РЕЖИССЕР ВОЗВРАЩАЕТСЯ: КАК СОШЛИСЬ НЕВРОЗ И ФРАНЦУЗСКАЯ ВОЛНА В НОВОМ ФИЛЬМЕ ВУДИ АЛЛЕНА “ФЕСТИВАЛЬ РИФКИНА”

31 декабря в российский прокат выходит фильм Вуди Аллена «Фестиваль Рифкина». Режиссер рассказал историю о мужчине, чья жизнь внезапно переворачивается с ног на голову, когда он прибывает на кинофестиваль в Сан-Себастьяне. Главные роли в фильме исполнили Джина Гершон, Уоллес Шоун, Луи Гаррель и Елена Анайя. Чего ждать от фильма и стоит ли идти в кино на праздниках — в нашем новом материале.

 

Вуди Аллен снял юбилейный фильм «Фестиваль Рифкина», но писать, что он подводит итоги значит в очередной раз намекнуть на его почтенный возраст (в декабре 2020 года Аллену стукнуло 85!). Лучше использовать формулировку режиссер возвращается, обращаясь к своему комедийно-романтическому опыту в кино. Обращается Аллен, к слову, не только к собственному, но и к режиссерскому опыту представителей французской новой волны.

Главный герой Морт Рифкин (Уоллес Шон) бывший академик кинематографа, писатель, еще не опубликовавший ни одного романа. Его жизнь меняется с прибытием на кинофестиваль в Сан-Себастьяне, куда он отправляется вместе с женой Сью (Джина Гершон), чтобы уличить ее в тайной связи с молодым режиссером. Сью полная противоположность Морта. Она активная женщина и успешная пиарщица, клиентом которой является один из самых лучших режиссеров, представленных на фестивале, Филипп (Луи Гаррель) страстный, но глуповатый молодой человек. «Шведский стол неврозов», как назвала главного героя женщина из сна, здесь действительно в проигрышном положении с неуместными флешбэками, иронией и фантомной болью в сердце. Последнее заставляет его обратиться к местному кардиологу Джоане (Елена Гутьеррес), в которую Морт влюбляется, а может быть, просто находит в ее лице неравнодушного друга?

«Фестиваль Рифкина» видится раздражающе прямолинейным. Здесь нет полутонов: если персонажу выпала участь быть оплеванным или осмеянным, то первая же его реплика окажется разоблачающей; если нужно подчеркнуть пошлость фестивальной элиты, то только в сцене, где третьесортный режиссер предлагает начинающей актрисе главную роль в кино про дело Эйхмана.

Фото: кинокомпания ВОЛЬГА

 

Аллен обращается к теме памяти и ностальгии, ретранслируя ее в непринятие Мортом современного кино и новой литературы. Герой признается, что пишет свой роман по схеме: написал страницу, порвал ее. Он оправдывает свои действия тем, что писатель не должен садиться за работу, если не собирается выдать что-то равное произведениям Достоевского, или Джойса, или Чосера. Морта волнуют глобальные философские вопросы, он совершенно не приемлет исследования проблем повседневности в большой литературе. Тема отражается и в его презрении к развивающемуся кинематографу, герой предпочитает французскую новую волну.

Событию в Сан-Себастьяне противопоставляется фестиваль, происходящий в голове Рифкина. Он видит черно-белые сны, где персонажи из его собственной жизни пребывают в роли героев классического кино: «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса, «Мужчины и женщины» Клода Лелуша, «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара, «Жюль и Джим» Франсуа Трюффо, «Восемь с половиной» Федерико Феллини.

В этих небольших сценах-отсылках спрятались страхи и разочарования героя. Морт знает, что никогда не допишет свой роман, не из-за писательского перфекционизма, а потому что это не его стезя. Морт знает, что жена изменяет ему с режиссером и вскоре уйдет, потому что ее чувства исчезли с первым же прочтением «пафосного» куска из его недописанной книги. Морт знает, что все окружение, включая родного брата, первую любовь и даже родителей, считает его неудачником. Или это только фантазии закомплексованного, озабоченного своим будущим мужчины?

В последней сцене Морт Рифкин играет в шахматы со Смертью (отсылка к фильму «Седьмая печать» Ингмара Бергмана). Герой обсуждает со Смертью насущные вопросы, напрочь забывая о «высоком»: что если его призвание не писательство, а учительство, ведь он был счастлив, когда преподавал историю классического кино в университете? Так, Морт закрывает гештальт и занавес, выторговав у соперника еще несколько лет жизни.


Автор: Диана Садретдинова

Редактор: Владимир Большаков

Обложка: кинокомпания ВОЛЬГА

Наверх