ТАНЦЫ СО СМЕРТЬЮ: О ФИЛЬМАХ РЕНАТЫ ЛИТВИНОВОЙ

6 февраля на экраны выходит новый фильм Ренаты Литвиновой “Северный ветер”. Билеты на премьерный показ в Москве уже разобраны — кажется, зрители устроили настоящую охоту за возможность первым увидеть киноленту. Что нам остается? Подготовиться к просмотру и вспомнить, что общего у других фильмов Литвиновой.

 

Образ Ренаты Литвиновой прочно ассоциируется с декадансом темная одежда, красная помада, плавная размеренная речь. Женщины, вышедшие из-под пера сценаристки, все как одна инфернальные, одержимые тайным стремлением к смерти. Мистические работы Литвиновой пугают, но лишь до некоторой степени, однозначно тревожат и интригуют, от них всегда веет нафталином и страстными ароматами женщины.

Рената Литвинова известна прежде всего как актриса. Она снялась более чем в тридцати картинах, среди которых роли в фильмах Киры Муратовой («Увлеченья» 1994, «Три истории» 1997, «Настройщик» 2004). Начав режиссерскую карьеру, Рената часто будет обращаться к ее творчеству, вдохновляться образами и техникой. Рената Литвинова срежиссировала семь фильмов, в их числе два концертных фильма Земфиры, документальный фильм-интервью, две короткометражные работы для известных брендов Rado и L’Oreal.

Фильм «Нет смерти для меня» стал дебютной режиссерской работой Ренаты Литвиновой. Документальный жанр картины, возможно, отпугнет ценителей художественного кино, однако «Нет смерти для меня» — это почти поэтический этюд, рассказывающий о переживаниях пяти российских актрис тоталитарного периода. Литвинова сняла фильм о женщинах, а не о политике, хоть контекст разговоров и важен. Сама Рената определила своей целью исследование жизни, а конкретно «результата истраченной жизни».

Рената Литвинова в качестве исследуемых выбрала Лидию Смирнову, Татьяну Самойлову, Веру Васильеву, Татьяну Окуневскую, Нонну Мордюкову. Она глубоко изучила биографии актрис, раскрывая их секреты и грезы, «зависть, непрощенность, одиночество» на фоне эпохи. Эпохи, в которой не было места частному, духовному и художественному — они деформировались под идеологическими запретами.

В своей документальной работе Ренате Литвиновой, кажется, удалось остановить время — героини застыли, и больше в их жизнях не может случиться ничего нового. Они словно призраки прошлого, а их опыт определяет настоящее. Для этих женщин, несомненно, нет смерти, но Литвинова задается вопросом: есть ли жизнь? Для нее это важно — забальзамировать образы актрис в своем кино. В конце Рената Литвинова отмечает, что с ними уже ничего плохого не случится — по крайней мере, на этой пленке.

Фильм «Богиня: Как я полюбила» — это картина о женщине, которая каждую ночь перемещается из реальности в мир мертвых. Казалось бы, сказка, но, чтобы не мифологизировать историю, Литвинова разделяет жизнь Фаины на две части, где потустороннее занимает ее сны, а порталом в иной мир становится алкоголь.

Следовательница Фаина раскрывает преступления, захаживает после работы в рюмочную, читает книги по криминалистике в ванной, упорно не замечает ухаживаний своего коллеги — ничего необычного. Но Фаина не простая женщина: она будто живет в двух измерениях, и действительность ее не особо вдохновляет, даже ворон (кладбищенский символ), преследующий ее на работе, подтверждает отстраненность Фаины от реальности. Образы из сна заполоняют ее мысли, и вскоре смерть становится предпочтительнее жизни. Сказка Фаины все же воплощается в жизнь, когда она встречает инфернального мужчину-коллекционера антикварных зеркал (Максим Суханов). Он оказывается алхимиком, способным осуществить желание героини — отправить ее в ад. С помощью шприца с таинственным содержимым мужчина перемещает Фаину в ее сны.

В фильме «Последняя сказка Риты» Рената Литвинова повествует о молодой умирающей женщине. Маргарита Готье (Ольга Кузина) ожидает своего конца в больничной палате, где неожиданно появляется Татьяна Неубиванко — жница Смерти, роль которой исполнила сама Рената.

Важные фигуры в повествовании — Надежда, подруга Риты и ее любовник Риты Николай. Их жизни после ухода главной героини продолжаются, а благодаря Татьяне становятся еще качественнее. Таким образом Рената Литвинова эстетизирует Смерть, противопоставляет ее традиционному образу в массовой культуре. Даже то, что в последний день жизни Риты Татьяна появляется в ярко-желтом платье с бокалом шампанского в руках, подчеркивает уважительное, слегка легкомысленное отношение к Смерти. Ведь смерть — долгожданный отдых, бояться ее не следует.

Фото: thenorthwindfilm.com

 

Недавно стало известно, что новый фильм Ренаты Литвиновой «Северный ветер» включили в конкурсную программу Роттердамского кинофестиваля. Литвинова и здесь не изменила себе — она сыграла в картине одну из главных ролей. В российский прокат «Северный ветер» выйдет 6 февраля.

Сюжет анонсировали в официальном трейлере: действия произойдут на Земле, но во время фантастической эпохи правления матриархата. Женщины клана, царящие на территории Северных полей, пребывают в ожидании любовных приключений. Однако предвидится хаос, так как любые грезы женщин исполняются по щелчку пальца. Роли в фильме исполнили: Софья Эрнст, Татьяна Пилецкая, Галина Тюнина, Светлана Ходченкова, Ульяна Добровская, Антон Шагин, Никита Кукушкин, Максим Суханов и другие.

В 2017 году Литвинова впервые выступила в качестве театрального режиссера. Она дебютировала со спектаклем «Северный ветер» на малой сцене МХТ имени Чехова. Сценаристка определила жанр постановки как реальная фантасмагория. Действия, происходившие на сцене, действительно, казались мистическими, порой безумными. Действия происходят под Новый год, за праздничным столом. Здесь собрались члены богатой семьи фабрикантов, каждый персонаж несет за собой багаж опыта и шкаф секретов. Литвинова играет со временем: декорации не меняются, но за столом проходят десятилетия — за столом рождаются и умирают.

Несмотря на одинаковые названия спектакля и фильма, Рената Литвинова сообщила, что сюжеты спектакля и фильма различаются и значительно.

В работах Ренаты Литвиновой центральную часть занимает тема смерти. Мрачной атмосфере фильмов противопоставляется попытка создательницы утешить зрителя. Философское отношение к необратимости Литвинова формирует с первой картины, «Нет смерти для меня» — это страх, любопытство, желание увековечить себя и других. «Богиня: Как я полюбила» — заигрывание со смертью, откровенное стремление к ней. «Последняя сказка Риты» — это смирение, почти дидактическое произведение, созданное своим карнавальным образом Ангела Смерти для того, чтобы подготовить человека к достойному концу.


Автор: Диана Садретдинова

Редактор: Владимир Большаков

Обложка: thenorthwindfilm.com

Наверх