ТИПОГРАФИКА, ИСТОРИЯ И DIGITAL: ОТКРЫТИЕ ПРОЕКТА “ТРИДЦАТЬ ТРИ ЗНАКА” В ПЕТЕРБУРГЕ

Традиционная русская культура, исторические локации Петербурга, современное искусство, типографика, дизайн и digital — как это может взаимодействовать друг с другом и может ли? Ответ — новый паблик-арт “Тридцать Три Знака” в Петербурге. Разбираемся, как устроены уличные инсталляции и даем полезную информацию для посетителей.

 

Что такое “Тридцать Три Знака”?

“Тридцать Три Знака” — паблик-арт о том, как можно гармонично вписать современное искусство в историческую городскую среду Петербурга. Идеологически продолжает прошлогодний фестиваль-инсталляцию “Тридцать Три Звука”.

В основе проекта “Тридцать Три Знака” — история развития алфавита и шрифтов в России, от Кирилла и Мефодия до современности. Звучит скучно, но на деле скучать вряд ли придется. Посетители узнают, как пишется Кока-Кола на глаголице, как в Россию попал шрифт Бодони, изучат историю дизайна плавленного сырка “Дружба” и развитие прописей (тех самых, школьных). Кстати, вместо “Мама мыла раму” —  здесь “Мама мыла окно в Европу”.

Как реализован проект?

Это серия уличных инсталляций в Петербурге. Ядро — лабиринт в виде строчной буквы “а” на площади у ЦВЗ “Манеж” (Исаакиевская площадь, дом 1). Сам лабиринт небольшой, но информативный. На стенах рассказывают историю развития алфавита, шрифтов, типографики. Сделаны прорези в виде букв (российского и старославянского алфавита). Есть и смотровая площадка, с которой можно оценить дизайн лабиринта.

Кроме лабиринта у Манежа, на знаковых центральных локациях Петербурга размещены 15 букв. За каждую из них отвечал отдельный художник. Например, “Ш” принадлежит Андрею Воронову, и выполнена она в виде арматурной сетки с цветными шариками. “Я”, сделанная Петром Белым, выглядит как мангал. А за “Юс Малый” из старославянского алфавита отвечал Покрас Лампас (снова не обошлось без него).

Источник фото: ЦВЗ Манеж, выставка "Тридцать три знака"

Техническая часть

Проект “Тридцать три знака” объединил инсталляции, историю и digital — AR (дополненная реальность), геометки, QR-коды и видео-ролики.

QR-коды: расположены рядом с некоторыми буквами. Считываете его с помощью камеры телефона, снова наводите камеру, и вот вам уже предлагают посмотреть ролик, связанный с этой буквой.

AR: На смотровой площадке буквы “а” тоже есть коды. Только после считывания телефон надо направлять на окружающее пространство. Вместо видео будут появляться буквы.

Геометки: для удобства организаторы отметили все буквы на Google Картах. В основном, буквы можно найти в пределах центральной части Петербурга.

Создатели проекта — команда ЦВЗ “Манеж”, мастерская “ARKI”, Школа дизайна НИУ ВШЭ Петербурга — сделали проект, который мог бы понравиться всем. Если вы привыкли считать, что выставки и инсталляции сегодня трудно понять, то “Тридцать Три Знака” поспешит уверить вас в обратном. “Тридцать Три Знака” — именно тот случай, когда современное искусство может быть понятным и доступным. Проект работает до 14 октября.

Что нужно узнать перед тем, как посетить проект “Тридцать Три Знака”:

1. Большая часть букв находится в центральной районе (Государственный Русский музей, Планетарий №1, Академия Штиглица и др.). Но есть локации подальше, например, Севкабель. Полный список можно посмотреть по ссылке.

2. Установите на телефон Google Карты, так искать буквы по городу будет удобнее (в 2GIS и Яндекс.Картах они не показаны). Или заранее проложите маршрут.

3. Зарядите телефон, возьмите с собой внешний аккумулятор или зарядку. Сканирование QR-кодов, Google Карты и просмотр роликов быстро съедают заряд.

4. Морально приготовьтесь много читать об алфавите и шрифтах. Просто созерцать не получится. Текст написан интересно и легко.

5. Если вы захотите обойти все инсталляции, будьте готовы много ходить, так как они находятся не так уж близко друг к другу.

6. Буквы не всегда расположены в заметных местах, некоторые придётся поискать: обойти двор, внимательно присмотреться.

7. Помните, что у каждой буквы свой уникальный дизайн. Если вам не понравится одна, это не значит, что не понравятся все.


Автор: Татьяна Непа

Редактор: Владимир Большаков

Фото на обложке: ЦВЗ Манеж, выставка “Тридцать три знака"

Наверх