ФЕЙК КАК ИСКУССТВО: КАК КОПИИ ИЗВЕСТНЫХ КАРТИН СТАНОВЯТСЯ ЧАСТЬЮ АРТ-РЫНКА

На январском аукционе Sotheby’s «Мона Лиза» была продана  почти за $1,700,000. Однако речь идет не о настоящей «Джоконде», а о работе подражателя Леонардо да Винчи. Начальная стоимость фейка стартовала с $80,000 и выросла до значительной суммы. Настоящая – не продается, а вот копии начали набирать не только популярность, но и прибавлять в цене. 20 ноября этого года аналогичная копия ушла с молотка аукциона в Париже, более чем за $600,000. Так копии сегодня продуцируют новые смыслы и оказывают значительное влияние на арт-рынок.

 

Копии великих произведений появлялись на протяжении истории по разным причинам: от обучения до стремления заработать на славе других. Любой продукт художественной деятельности всегда давал все возможности для своего воспроизведения и повтора. Создать точную копию шедевра невозможно лишь в силу уникальности не только мастера, но и момента его творчества. Так, по мнению Василия Кандинского, «истинное произведение искусства возникает таинственным, загадочным, мистическим образом «из художника». Поэтому техническое репродуцирование – всего лишь пост-продукт истинной творческой деятельности, которая базируется на оригинальности метода, актуальности и вдохновении, а нередко и на нелегком творческом пути художника.

Примат оригинала над копией – общеизвестная истина, однако интерес к фейкам нарастает, что вызывает у культурологов и искусствоведов противоречивые мнения на этот счет. С одной стороны, репродуцирование имело историческое значение задолго до 21 века. Греки тиражировали небольшие бронзовые статуи, терракотовые фигурки и монеты. Прочие произведения искусства не поддавались техническому воспроизведению лишь в силу их размеров или отсутствия необходимости повторения. Еще одной вехой в истории копий была гравюра на дереве, позволяющая копировать графику.

Что касается живописи, то в истории искусства существует большое количество работ, чье авторство спорно. Чаще всего такие работы выполнялись для совершенствования мастерства, но нередко принимались за оригиналы и находили свое место в коллекциях. Сегодня с помощью достижений науки и техники можно достаточно точно определить подлинность произведения искусства.

 

В экспертном сообществе разгораются споры об авторстве того или иного произведения искусства. Например, среди искусствоведов нет единого мнения об оригинальности картины «Падение Икара», долго считавшейся работой Питера Брейгеля Младшего. Под слоем живописи эксперты обнаружили рисунок, являющийся вспомогательным этапом для копирования. Но это не мешает картине находиться в собрании Королевского музея изящных искусств в Брюсселе. Интересно, что в другом брюссельском музее, есть еще один вариант этой картины, который также считается копией неизвестного происхождения.

Однако бывает и обратная ситуация. Совсем недавно картина Боттичелли «Мадонна с младенцем», которую долго считали копией, оказалась оригиналом. Реставратор и искусствовед Саймон Гиллепси с помощью инфракрасных лучей смог лучше изучить фрагменты полотна и обнаружить специфическую для Боттичелли манеру письма. «Мы должны были пройти миллиметр за миллиметром, учитывая хрупкость оригинальных слоев краски. В ходе работы мы удалили грязь и старый лак, чтобы раскрыть истинную красоту Мадонны и засвидетельствовать возрождение шедевра» – говорит Гиллепси.

Важным этапом в истории копий можно назвать открытие Гуттенберга. Он подарил человечеству книгопечатание и изменил мир навсегда. Мир обрел статус глобальной деревни, где количество информации возросло, а доступ к ней упростился. Так, в 20 веке, в эпоху технической воспроизводимости, объем копий стал увеличиваться и обрастать новыми смыслами. Произведения искусства, согласно концепции немецкого философа и теоретика культуры Вальтера Беньямина, именно в этот период стали лишаться своей «ауры». Произошла замена уникального массовым, что привело к потере не только исторической ценности вещи, но и авторитетности её автора. Однако, если философия модерна видела проблему в данном явлении и называла этот процесс симптоматическим, то постмодерн ознаменовал новый виток влияния копий на культуру.

Постмодерн вывел понятия концепта и процессуальности на первое место. Теперь произведение искусства – это не объект, получаемый посредством творческой деятельности, а процесс его создания и заложенная в нем идея. Именно поэтому в 60-х начинает активно развиваться видео-арт и искусство перформанса. Именно поэтому концептуализм берет верх над миметическим искусством и овладевает умами художников. Поиск новой визуальности теперь сопровождается интеграцией новых смыслов, целенаправленно заложенных в произведения современного искусства.

Копия обрела другие смыслы. Ведь она включает в себя рефлексию на тем, что, с какой целью и в каком формате она представляет. Так, прогремевшая репродукция «Мона Лизы» говорит о ценности искусства Возрождения сегодня, о желании художников подражать великому мастеру, о прочной связи традиций прошлого и настоящего. Коллекционеры, участвовавшие в январских торгах, одновременно подтвердили и концептуальность современного искусства и способность современников творить наравне с гениями Возрождения. Так, копия сегодня стала определенной надстройкой в искусстве, базой которого всегда был и будет оригинал.

 

Помимо метафизических смыслов копия имеет и функциональное значение. В коллекциях многих музеев есть копии знаменитых скульптур, которые не поддаются транспортировке, но имеют важное значение для знакомства с миром искусства. Например, «Давид» Микеланджело не может сравниться ни с одной скульптурой по количеству копий (более 30), целью которых является трансляция художественного наследия итальянского гения.

Копия сегодня пользуется популярностью вовсе не по причине своей доступности. Она заняла в мире своё собственное место, расширила границы репрезентации, стала новым средством выражения. Копия произведения искусства – это новая категория искусства, позволяющая как художнику, так и зрителю играть со смыслами, не отворачиваясь от традиций прошлого.


Автор: Алиса Николаева

Редактор: Владимир Большаков

Наверх