ХУДОЖНИК. ДИЛЕР: О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОКРАСА ЛАМПАСА

Покрас Лампас в детстве рассматривал граффити вдоль железнодорожных путей из окна электрички Королёв — Москва и, по его умелым рассказам,  именно так вдохновился культурой стрит-арта. Сейчас его работы уже не ограничиваются ни холстами, ни стенами, ни рамками одной страны: каллиграфическими шрифтами расписана Lamborghini в Дубае и крыша штаб-квартиры модного дома Fendi в Италии, нарисованы динамические круги на куртках Levi’s и орнаменты на мужской коллекции Dries Van Noten. Разбираемся, что побеждает в работах модного художника — искусство или коммерция.



Кто такой?


Покрас Лампас начинал с граффити, но затем пришёл к собственному направлению, которое назвал каллиграфутуризмом. Он работает с собственным алфавитом, созданным на основе различных культур и письменностей, в технике, совмещающей стрит-арт, типографику и каллиграфию. В 2015 году он расписал крышу завода “Красный Октябрь" в Москве: площадь в 1625 м², 730 литров краски, статус самой большой каллиграфии в мире и единственная художественная работа, которую видно из космоса. А в 2018 году побил собственный же рекорд, зашифровав в каллиграфии фразу “У нас свой путь" на площади в 11000 м² перед стадионом футбольного клуба “Локомотив". Между двумя мировыми рекордами еще и самая большая каллиграфия в Италии (1250 м²) на крыше Дворца итальянской цивилизации в коллаборации с модным домом Fendi, штаб-квартира которого расположена в этом здании.


Покрас Лампас активно сотрудничает с брендами: эксклюзивно расписывает Lamborghini в Дубае и пятиметровую букву Y на вечеринке Saint Laurent, создает коллекции с Levi’s, Dries Van Noten, Reebok, Nike и Swarovski, а также запускает свою линию одежды Pokras Lampas Official. Большое количество коллабораций и громких перформансов, которые сразу же появляются в соцсетях и на новостных порталах и, конечно, сразу же порождают новые обсуждения работ Покраса Лампаса, становятся для многих поводом для обвинения его в коммерции, продажности, несовместимой с настоящим творчеством, в создании своего имени на волне популярности. В одной из газет даже вывели “рецепт" успеха каллиграфиста: “максимальная ясность произведений, большой масштаб, медийность и хайп, создающий информационные поводы, шум. Покрас Лампас талантливый человек, но половиной своей удачи он обязан занимательно рассказанной истории, умению возбуждать и поддерживать интерес новостных программ телевидения и соцсетей".


Про деньги


Его работы представлены в одной из самых крупных мировых галерей Opera Gallery Group, которая крайне редко подписывает контракты с молодыми художниками, поэтому ему не нужно продавать свои работы самому. Соответственно, все остальные проекты, в которых он участвует, не направлены на непосредственную реализацию (продажу) картин. Например, инсталляция для Новой Третьяковки в поддержку выставки о Василии Верещагине, в которой были зашифрованы 18 слов о художнике, появилась не потому, что Покрас Лампас зависим от сотрудничества с галереей, но, вероятнее, потому, что он хотел “поговорить" с аудиторией об уважении к прошлому и создании нового искусства.


Любой художник должен откуда-то получать финансирование, ведь всякий проект требует больших вложений: аренда мастерской, холсты, краски и другие материалы, съемка результата, а если речь идет о зарубежном проекте, то ещё и дорогая транспортировка, оплата работы команды. Финансирование можно получить двумя способами: либо зарабатывать самому, либо получать поддержку от фондов, галерей и частных коллекционеров, рассчитывать на гранты. Второй путь предполагает, что художник скорее всего получает художественное образование и придерживается достаточно классических и понятных институтам, от которых он зависит, взглядов на искусство. Но есть и те, кто хочет позволять себе любые художественные высказывания. В этом случае нужно быть коммерчески успешным, и молодые художники нового поколения, такие, как Покрас Лампас, активно используют соцсети и медиа, работают с постпродакшном, чтобы монетизировать проекты и быть независимыми от чужого влияния. Работы Энди Уорхола или Жана-Мишеля Баския, к примеру, продолжают участвовать в коллаборациях даже после смерти самих художников: Calvin Klein подписали контракт с Фондом Энди Уорхола на использование работ художника в своих коллекциях до 2020 года, Reebok неоднократно выпускали коллекции с картинами Баския, их принты бесконечно тиражируются на сувенирной продукции.


Одна картина Покраса Лампаса стоит примерно €20000-25000, и эти деньги (по его словам) он не инвестирует ни в недвижимость, ни в автомобили. Только в творческий рост и будущие проекты.



Про работу с брендами


У многих сегодня лишь два вопроса к Покрасу: почему так много коллабораций и почему его каллиграфия все время одна и та же?


По существу, бренд даёт ресурсы и позволяет оформить собственное высказывание в его продукте. Покрас Лампас отмечает, что не сотрудничает с теми, кто видит в нём только художника, который реализует чужую идею. По его словам, самое большое каллиграфити в Италии он ценит не за масштаб, а за то, что ему “не мешали творить”, задали лишь тему «Что такое миллениалы». А коллекцию с “Яндексом" — за выпущенный к ней манифест о связи искусства и технологий. Со стороны кажется, что ему важно транслировать свои ценности и идеи и доносить их до молодой аудитории.


Что же молодые люди должны понять? Во-первых, то, что, как считает Покрас Лампас, художник не может быстро выдавать абсолютно разные холсты. Его творчество оценивается постфактум, и в нём формируются определенные периоды с ключевыми работами. Нужно очень много экспериментировать, причём экспериментировать незаметно (для невнимательного зрителя), менять наклон или толщину линий, чтобы прийти к чему-то абсолютно новому, своему. Те, кто постоянно “кишит идеями”, по его мнению, эти идеи заимствуют у коллег. Создать своё всегда непросто, и создать свой узнаваемый стиль — уже шаг на пути к успеху.


Работы Покраса сложно читаемы, потому что каллиграфист использует символы разных алфавитов — азиатских, восточных, европейских, славянских, вводит им самим придуманные знаки. Такие каллиграфити лучше понимают в Китае и арабских странах, где культура непосредственно связана с каллиграфией. Российский же зритель, по мнению Покраса, должен усвоить одну простую вещь: современное искусство не существует без манифеста. За каждой работой стоит идея, которую ему готовы раскрыть, рассказать простым языком, снять видео или придумать описание. Так, Покрас Лампас не показывает открыто текст своих работ, потому что важно не только то, что написано, но и как написано. Однако он и не скрывает его, и зашифрованные надписи можно найти в открытом доступе.


Про манифест


Каллиграфутуризм — авторское представление о каллиграфии будущего, об изменениях, которые происходят и будут происходить внутри мировой культуры. Что случится в ближайшие 100 лет с письменностью, типографикой и шрифтами? Вот вопрос, которым задается Покрас Лампас в своих работах. Он изучает, как пишутся символы в разных языках, как можно их смешать. В 2016 году в Дубае его выставка была построена вокруг переосмысления арабской каллиграфии в контексте современной кириллицы, а в 2017 году он пытался совместить арабские, корейские и китайские иероглифы. Главная идея Покраса Лампаса: новое поколение максимально открыто к межкультурным связям, через технологии культуры все больше сближаются, а такие эксперименты рано или поздно приведут к созданию алфавита будущего, в котором смешаются мировые культуры и упростится коммуникация между ними. И эту будущую письменность нового поколения он пытается отразить в своих работах.


Современное искусство принимает, прежде всего, тех, за чьим творчеством стоит идея. Вряд ли мы можем точно раскрыть секрет успеха работ Покраса Лампаса, но над его идеей определенно стоит задуматься.



Автор: Юлия Никитина

Редактор: Владимир Большаков

Наверх