ИДЕАЛЬНЫЙ МИР С ИДЕАЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ: ОБ ИСКУССТВЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА

Пришедшая на смену царской России советская власть построила новое государство со своими законами и порядками. Радикальные изменения коснулись также и искусства, которое было взято под тотальный контроль власти. Какие именно требования партия выдвигала художникам? Как назывался новый художественный метод, и было ли в нем что-то по-настоящему ценное?

 

Социалистический реализм, или, как его чаще всего называют, соцреализм, стал зарождаться еще в начале XX века, а именно в 1906 году, когда Анатолий Луначарский, известный советский государственный деятель и публицист, употребил определение “пролетарский реализм”. Через год Луначарский написал статью “Задачи социал-демократического художественного творчества”, в которой заложил фундамент в будущем мощного художественного направления.

Впервые термин “социалистический реализм” ввёл в обиход писатель Максим Горький в 1934 году, тогда же термин стал официальным названием направления. Главная задача соцреализма была определена тогда же: изображение действительности в её революционном развитии и устремленность в будущее. Реальная же цель нового искусства – агитация. Советское правительство рассматривало культуру как средство пропаганды. Поэтому главным заказчиком была власть. Она диктовала свои правила художникам, обязывая в своих произведениях как изобразительного искусства, так и в литературе изображать то, что выгодно и нужно правительству, создавать идеальный советский мир с идеальными советскими людьми.

Внимательно и тщательно отсматривали созданное критики, транслировавшие идеи власти. Часто в своих статьях они в глумливом тоне буквально уничтожали художников и писателей, сразу ставя крест на их карьере. Попав в немилость государства, авторы могли продолжать творить только “подпольно”.

 

В 1920-е выделилось сразу несколько “группировок” художников, работавших в русле соцреализма. Одной из самых влиятельных и популярных была АХР, “Ассоциация художников революции“. Возникло объединение в 1922 году и просуществовало ровно десять лет. Именно АХР является предтечей государственной организации Союза художников СССР.

 

Художники соцреализма стремились в изображении повседневных явлений советской действительности выразить новые и значительные черты жизни граждан.

 

В развитии советской сюжетно-тематической живописи сыграл значительную роль художник Борис Иогансон, член АХРа. Основным сюжетом картин Иогансона являлась революционная борьба, обращение к истории, с целью показать неизбежное приближение нового.

 

“Допрос коммунистов” (1933) одна из самых известных картин не только Иогансона, но и всего направления. Картина построена на драматичном столкновении двух враждебных классов. Сам художник так сформулировал идею своего полотна: “Коммунисты, несмотря на то, что они в плену, наступают, а белые загнаны в угол”. Иогансон показывает зрителю широкую спину и толстую, складчатую шею начальника “белого” отряда и разбойничий прищур его помощника, сидящего где-то в тени. Открытые, бесстрашные лица коммунистов, находящиеся в свету, храбро взирают на ненавистных врагов. Лаконичная композиция, богатый колорит, характеристика героев создают цельный художественный образ и законченное произведение.

 

Масштаб – часто встречающийся в соцреалистической живописи приём. Художники обращались к нему в массовых сценах и пейзажах. Это видно в картине Фёдора Шурпина с названием “Утро нашей Родины”, в которой бескрайние просторы страны служат фоном монументальной фигуре вождя.

 

Пользовались популярностью портреты, в которых художники восславляли известных ученых, деятелей искусства, членов правительства. Михаил Нестеров изобразил скульптора Веру Мухину, которая напряженно и сосредоточенно лепит фигурку Борея. На другом портрете, тоже кисти Нестерова, хирург Сергей Юдин делает операцию. Художник в своих полотнах не просто прославляет героев, но и показывает, чем они заслужили славу.

 

Автором цикла работ о счастливых советских людях, занимающихся спортом и радостно идущих работать на заводы, фабрики и шахты был Александр Дейнека. Дейнека стремился к признанию (хотя, положа руку на сердце, какой художник скажет, что не желает быть признанным?) и часто, как считают искусствоведы, писал ради славы, но не самого творчества. Отсюда и сказочные сюжеты о “счастливом советском человеке”, который существовал только на полотнах и плакатах художника. Сталинская реальность с доносами и арестами не могли бы способствовать всесоюзному признанию Дейнеки.

 

Александр Дейнека любил масштаб и размах и в 30-е годы, наконец, получил возможность работать с большими пространствами. Он оформил фабрику-кухню в Филях, создал декоративное панно для Театра Красной Армии, даже оформил московскую станцию метро “Маяковская”.

 

“Физкультурница” – один из самых известных плакатов Дейнеки. В полный рост изображена крепкая спортивная девушка, запускающая тарелку. Рядом с ней чеканное четверостишье-призыв к спорту. На заднем плане юноши занимаются спортивной стрельбой, бегом и ездой на мотоцикле. “Каждый гражданин Советского Союза должен быть физически развитым”, – посыл “Физкультурницы”.

 

Картина, которая известна многим, как иллюстрация из учебника истории – “Оборона Севастополя” (1942). Во время одной из своих поездок художник увидел немецкое фото разрушенного Севастополя, который Дейнека очень любил за “весёлых людей, море и самолёты”. Фотография поразила художника, и в том же году Дейнека написал масштабное полотно к выставке “Великая Отечественная война”. На картине изображено титаническое сражение двух сил: советских моряков и немецких солдат. В нарочито белоснежной одежде богатырские советские фигуры отбивают пылающий город от надвигающейся тёмно-серой массы врага.

 

 

Несмотря на “погоню за славой”, Александр Дейнека получил признание не только на просторах СССР, но и за рубежом. В 1936 году рисунок художника украсил обложку январского выпуска американского журнала Vanity Fair. Утопические сюжеты, подчинение своего творчества власти, – всё это не умаляет таланта и вклада Дейнеки в развитие советской живописи, которая вызывает интерес и в нынешнее время.

 

Художник Александр Самохвалов писал о себе, что он человек “живущий современностью”. Активно строившийся социалистический мир увлек его, и художник активно начал участвовать в развитии художественной жизни нового государства.

 

В 1932 году художник пишет картину “Девушка в футболке”, программную работу соцреализма. Самохвалову особенно удавались образы героинь груда и спорта. На полотне изображена крепкая девушка спортивного телосложения с открытым лицом и целеустремленным взглядом – частный герой картин того периода. Самохвалов стремился отразить эпоху, своих современников. Героиня картины – исполненный оптимизма новый человек, строящий новый мир.

 

Творчество Александра Самохвалова было признано не только в СССР. В 1937 года на Всемирной Международной выставке в Париже картина “Девушка в футболке” была удостоена золотой медали.

 

Тому же периоду принадлежит картина “Метростроевка со сверлом” (1937), на которой запечатлена молодая строительница московского метрополитена. Самохвалов написал целую серию картин, посвященных строительству метро. Художник внимательно наблюдал за работой, и, как сам позднее признавался, “ни одна из работниц метростроя не догадывалась, что её работа, движения являются предметом пристального изучения художника”. Самохвалов написал в сторону смотрящую девушку, по советским канонам крепкую, по-социалистически целеустремленную. Фигура героини скульптурна и масштабна. Перед зрителем строитель не столько московского метрополитена, масштабного проекта, сколько нового государства.

 

Художников соцреализма часто ошибочно называют “слугами власти”. Неверно это суждение из-за отдельных бесталанных самозванцев, которые в прямом смысле выполняли госзаказ ради удовлетворения собственных потребностей. Самохвалов, Дейнека и другие художники верили в строящийся социализм, что и отразили в своем творчестве, которое прочно вошло культурное наследие СССР.

 


Автор: Алиса Хворостян

Редактор: Владимир Большаков

Наверх