КИНО КАК МОЛИТВА: О СЫНЕ АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО

Быть сыном выдающегося человека – большая ноша и большая ответственность. Публика все время ждет от тебя определенных слов и действий. Каково это – быть наследником известной фамилии? Стоит ли найти свой путь, свое дело? Эти и многие другие вопросы встали и перед  сыном известного режиссера Андрея Арсеньевича Тарковского – Андреем Андреевичем Тарковским.



Режиссёр Андрей Тарковский – выпускник ВГИКа, учившийся вместе с Василием Шукшиным и Андреем Кончаловским. После окончания обучения он нашел свой уникальный визуальный язык повествования. Его работы «Иваново детство», «Зеркало», «Солярис», «Сталкер» и другие оттого известны во всем мире. Стиль Тарковского не перепутать — долгие кадры, воспоминания детства и особенные сны, отражения зеркал, вода и дождь в комнате.


Режиссеры – от Ингмара Бергмана до Денни Бойла – называют Тарковского «кинематографическим богом», а датчанин Ларс Фон Триер снимает свой фильм «Антихрист» как посвящение любимому режиссеру. В теории кинематографа появился даже специальный термин для фильмов, снятых под влиянием Тарковского — tarkovskian.


Андрей Тарковский был женат дважды. Его первой женой стала однокурсница ВГИКа — Ирма Рауш. Второй женой была Лариса Кизилова, которая работала ассистентом на фильме «Андрей Рублев». В 1970 году у пары родился сын Андрей.


После эмиграции в Италию отец и сын не виделись долгое время. В последних кадрах фильма «Жертвоприношение» звучат слова, посвященные сыну: «С надеждой и утешением». На тот момент они не виделись уже больше четырёх лет. Последняя встреча сына и отца случилась, когда Тарковский уже был при смерти.


Через десять лет после смерти Тарковский был награжден Итальянской премией «Навичелла – 96», учрежденной ведомством Общественных зрелищ при правительстве Италии и журналом «Ревиста дель чинематографо». Премию получал уже сын Андрей.


Сам Тарковский хотел, чтобы сын также стал режиссером. Но Андрей Андреевич выбрал совсем другое направление: сначала занятия физикой в институте, после – археология и история филологии Древнего Востока. Попытка поиска своего пути, юношеский протест против профессии отца.


В 1996 году Марианна Чугунова предложила Андрею снять документальный фильм об отце. В итоге получился короткометражный фильм “Андрей Тарковский. Воспоминание". Попав в работу, в атмосферу съемок, монтажа, Тарковский-младший понял, что может, с одной стороны, создавать что-то свое и в то же время продолжать дело отца.


Сегодня Андрей Тарковский возглавляет Международный институт и фонд имени Андрея Арсеньевича Тарковского, отделения которых действуют в Париже, Флоренции и Москве. Идея создания школы искусств принадлежала самому Тарковскому, но воплотить ее в жизнь он не успел. За него это сделал сын. Основная деятельность фонда сейчас заключается в популяризации и сохранения творчества, архивов и материалов Андрея Тарковского. Это огромный объем – более ста десяти тысяч единиц видео, аудиофайлов, фото, бумаги, записей, сценариев. Существует большой каталог, который постоянно обновляется, поскольку работа над архивом ведется до сих пор. Материалы находятся под защитой итальянского государства, и поэтому вся основная деятельность проводится за рубежом.


Множество книг, воспоминаний и материалов лекций появились на полках магазинов именно благодаря поддержке фонда. Одной из таких книг является альбом «полароидов», изданный в 2006 году. В этом альбоме представлены фотографии, сделанные режиссером в России и Италии в период между 1979 и 1984 годами на фотоаппарате Polaroid SX-70. Этот фотоаппарат подарил ему Микеланджело Антониони. Среди работ можно увидеть романтические пейзажи со съемок картины «Ностальгия», портреты близких и друзей режиссера.



В 2014 году полароидные снимки были впервые выставлены в Москве. В процессе обсуждения появилась идея представить не только разные аспекты творчества Андрея Арсеньевич, но и его семью и друзей. Вместе со снимками были представлены фотографии семьи и со съемочных площадок, переписка с режиссером Тонино Гуэррой. В 2016 году сын режиссера выставил всю коллекцию фотографий на торги лондонского аукциона Bonhams.


Но главное дело Андрея Андреевича – создание фильма «Андрей Тарковский. Кино как молитва». Фильм строится на материалах лекций, встреч со зрителями, интервью, хроники со съемок фильмов. Все эти материалы показываются впервые. Через размышления о культуре, о судьбе художника и смысле существования человека в этом мире, фильм раскрывает творческую мотивацию и истинные причины занятия кинематографом.


Премьера фильма «Андрей Тарковский. Кино как молитва» состоялась на 76-м Венецианском кинофестивале. Именно в Венеции Андрей Тарковский получил высшую награду за свой дебютный фильм «Иваново детство», ставший классикой кинематографа. Для такого рода показов лента вызвала феноменальный ажиотаж. Очередь выстроилась задолго до начала сеанса. Казалось бы, что еще о Тарковском не было сказано и рассказано?


Замысел создания фильма «Андрей Тарковский. Кино как молитва» появился еще в 2003 году, но из-за проблем с финансированием проект был приостановлен. Спустя несколько нет съемки возобновились, но концепция фильма была изменена. После продолжительной работы в институте Тарковского Андрею Андреевичу стало казаться, что сейчас личность отца стала немного забываться. Ведь спустя 33 года с момента его смерти выросло новое поколение кинематографистов и любителей кино, которые хотят вновь узнать о жизни и творчестве его отца. Так и появилась идея приблизить Тарковского к современному зрителю, показать его таким, каким он был. Главная особенность фильма – мнение самого отца. Это рассказ Тарковского-старшего о Тарковском-старшем.


Мысли о жизни и смерти взяты из последних интервью режиссера. Это размышления смертельно больного, который тем не менее говорит об искусстве, о том, что такое шедевр, жизнь, смерть и о том, что он не боится смерти.


После Венеции фильм начал свой прокат по городам России. В конце 2019 года картина получила Гран-При фестиваля XXIV фестиваля “Радонеж", в феврале этого года прошла премьера фильма в Центральном доме кинематографистов при поддержке Гильдии режиссёров СК России и Международного института Андрея Тарковского.


«Я чувствую связь с отцом, с его культурой. Естественно, мои вкусы и взгляды на вещи очень близки к нему, потому что я был им воспитан. Редко есть какие-то вещи, в которых я с ним не согласен. И когда я делал эту работу, прослушивал сотни часов материала, которые для меня не были новы… Но, когда они спрессовались в эти девяносто минут, это было, если не откровение, но что-то, что легитимизировало мои взгляды на жизнь» – так отзывается о своём отце Андрей Андреевич Тарковский.



Автор: Евгения Смыкова

Редактор: Владимир Большаков

Наверх