МДТ ДОДИНА VS БДТ МОГУЧЕГО: О РАЗНИЦЕ ДВУХ ВЕДУЩИХ ТЕАТРОВ ПЕТЕРБУРГА

МДТ или БДТ: куда податься начинающему и не очень петербургскому театралу? Куда не стоит идти, если вас смущают такие слова как “концептуальный” и “конструктивизм”, а от современной драматургии бросает в дрожь – обо всём этом рассказываем в новой статье.



Небольшое уютное здание на улице Рубинштейна, в котором размещается Малый Драматический Театр под руководством Льва Абрамовича Додина, ежевечерне принимает сотни зрителей. Многим МДТ известен как театр, в котором служат современные звезды кино – Елизавета Боярская, Ксения Раппопорт и Данила Козловский. Громкие имена часто фигурируют в рекламе театра, привлекая внимание даже той публики, которая от театра и вовсе далека. Но такой маркетинговый ход не чужд и Большому Драматическому театру, активно использующему на своих афишах известные имена советского кино и театра. Но что же представляют из себя репертуары одних из ведущих театров Петербурга?


Академический Малый Драматический театр в 1998 году получил статус Театра Европы, который также носят всемирно известный “Пикколо-театро” (Милан, Италия), театр “Габима” (Тель-Авив, Израиль) и еще 17 европейских коллективов.


Приставка “академический” накладывает большой отпечаток на репертуар театра. В афише зритель может увидеть фамилии Чехова, Шекспира, Тургенева, Ибсена и других классиков мировой драматургии и литературы. Режиссеры, получившие право ставить спектакль в МДТ, особо не экспериментируют. Нетронутый литературный материал, игра, по которой плачет Станиславский – это всё МДТ.


В репертуаре МДТ найдутся жемчужины драматургии Чехова: “Три сестры”, “Вишневый сад”, “Дядя Ваня”. На последний спектакль стоит сходить ради замечательного артиста Сергея Курышева, исполнителя главной роли, даже если Вы не поклонник “традиционного” театра, в котором не упускается ни одна ремарка, ни одна запятая.


В 2015 году на подмостки театра вернулся некогда (без преувеличения) великий спектакль не только Додина, но и вообще русского театра – “Братья и сёстры”. Премьера спектакля, который моментально стал легендой, состоялась еще в 1985 году. В 2014 году Додин начал работу над новой редакцией с молодыми актёрами. Но былого успеха не случилось, и “Братья и сёстры 2.0” привлекают зрителя лишь громкой славой первой редакции.


В следующем сезоне, в 2016 году, Додин выпустил “Гамлета”, который совсем не вписывается в академический репертуар театра. Критики и журналисты в один голос утверждали, что это действительно что-то новое для “закостенелого МДТ”. В главных ролях: Раппопорт, Козловский, Боярская. Последний факт, кстати, немало сказывается на стоимости билетов: 12 000 рублей (двенадцать, Карл!), и одно из мест в первых рядах партера ваше.


Додин, кажется, впервые так вольно обращается с текстом пьесы, встраивая в неё фрагменты “Короля Лира”, передавая реплики одних героев другим, а также вовсе обращаясь к другим авторам. В печатной программке зритель увидит: “Сочинение для сцены Льва Додина по Грамматику, Холиншеду, Шекспиру, в переводах Бориса Пастернака”, –такого от Додина не ожидали даже заядлые любители МДТ.


Режиссёр делает Гертруду (Раппопорт) кровавой убийцей, заговорщицей. В ней прослеживается Леди Макбет, героиня другой трагедии Шекспира. Додин постоянно напоминает зрителю, что Гамлет тоже убийца, на его совести сразу пять человеческих жизней. Именно он становится причиной помешательства Офелии, которая не смогла пережить смерть своего отца Полония.


Спектакль Додина полон отчаяния, боли и безнадежности. “Гамлет” МДТ — о нашем времени и нашей цивилизации, которая тонет в крови и жестокости.



На другой стороне Фонтанки Большой Драматический Театр им. Товстоногова. Андрей Могучий, художественный руководитель, возглавляющий театр с 2013 года, сделал БДТ одним из передовых культурных мест не только Петербурга, но и России. Новый руководитель вытянул театр из того застоя, в котором в последние годы находился когда-то великий театр.


Сейчас в репертуаре много постановок, на которые стоит обратить внимание не только любителям театра, но и тем, кто только собирается подойти к этому искусству.


Одним из первых спектаклей Могучего на сцене БДТ стали “Пьяные” по пьесе Ивана Вырыпаева. Играть пьяных продюсеров, проституток, моделей и респектабельных клерков вышли старые актёры БДТ Анатолий Петров, Василий Реутов, Валерий Дегтярь, Марина Игнатова, Елена Попова и молодые артисты Варвара Павлова, Алёна Кучкова, Карина Разумовская, Виктор Княжев.


Хлёсткие реплики, гора гимнастических матов и обилие спортивного инвентаря, фрагменты индийского кино и строки из Омара Хайяма – из всего этого Могучий делает мощное художественное высказывание, заставляющее пробудиться. Режиссер даёт понять, что нужно жить, не боясь любить, разрывать токсичные отношения, прощать и говорить правду.


Настоящим хитом БДТ стала премьера театрального сериала Могучего “Три толстяка”. Пока спектакль играется в двух частях: “Эпизод 1. Восстание” и “Эпизод 2. Железное сердце”. Репетиции третьего эпизода уже идут, так что ждать новой премьеры осталось недолго.


Натянутый над зрительным залом канат, по которому пройдет один из героев, выстрелы и взрывы, парящие высоко над сценой качели с актрисами и прочее обилие спецэффектов, делают спектакли невероятно зрелищными (как минимум). О художественной составляющей дилогии споры ведутся до сих пор. Ясно одно: идти и смотреть обязательно.


Когда Могучий пригласил Константина Богомолова поставить спектакль в Большом Драматическом, у давних поклонников БДТ “нервно задёргался глаз”. В конце сезона 2017/2018 состоялся предпремьерный показ “Славы”, заставившей заговорить о себе еще до официального выхода.


Многих шокировал материал, к которому обратился режиссер – пьеса “Слава” советского поэта и драматурга Виктора Гусева, лауреата двух Сталинских премий.


“…Пьеса пафосно называется «Слава», но она сама несет разрушение этого пафоса. Гусев использует идеологические формы, чтобы пропагандировать вполне гуманистические идеи: что страх легитимен, что человеку позволено бояться погибнуть, что не надо лезть на амбразуру. Это антимилитаристская идеология строительства спокойной мирной жизни. В пьесе проигрывает тот герой, который готов идти на жертву. Гусев сумел удивительным образом, встроившись в сталинистские формы, маскируя свои истории этими марксистскими максимами, продвигать совершенно другие мысли, чувства и настроения”, — говорит в одном интервью Богомолов.


На каждом показе “Славы” зрительный зал всегда разделяется в оценке происходящего: кто-то смеется, считывая иронию режиссера, кто-то, наоборот, искренне аплодирует репликам героини Нины Усатовой: “Сталин – сын трудового народа. А я – трудового народа дочь”.


С 2013 года БДТ реализует просветительские программы. Помимо совместных проектов с исследовательским центром “Прагмема” и Школой Masters, театр проводит циклы лекций ведущих петербургских искусствоведов и историков.


Театр устраивает различные выставки, приуроченные к юбилеям людей театра. Так в 2019 году проводилась масштабная выставка к юбилею народного артиста СССР Олега Басилашвили.


Особенно масштабным проектом БДТ стал Фанерный театр, архитектурный павильон, установленный внутри Основного здания весной прошлого к столетию театра. Создатели Фанерного театра так объясняют концепт: “Вторжение фанерной конструкции в завершенное и каноническое пространство классического театра XIX века возвращает зрителя в 1919 год, революционное время рождения БДТ”.


Внутри Фанерного театра есть свой небольшой гардероб, фойе, зрительный зал и сцена. С самого начала Фанерный театр действует как новое сценическое пространство со своим репертуаром.

БДТ и МДТ – две культурных точки Петербурга, двигающихся совершенно разными путями. Настоящий реформатор Андрей Могучий не стоит на месте, и с его приходом на пост худрука в БДТ началась новая прогрессивная эпоха, сделавшая театр новым мощным образовательным центром. МДТ же продолжает двигаться по давно намеченному маршруту, оставаясь тем же Малым Драматическим, что и 10, и 20 лет назад. И это касается не только работы режиссеров, довольно предсказуемой репертуарной политики, но также и имиджа театра. Что будет с театрами дальше: останется ли БДТ площадкой, где всегда есть место для эксперимента, произойдут ли масштабные перемены в МДТ, – покажет время.



Автор: Алиса Хворостян

Редактор: Владимир Большаков

Наверх