МЕЖДУ ИСКУССТВОМ И СТАТЬЁЙ 214 УК РФ: ИСТОРИЯ СТРИТ-АРТА В РОССИИ

Художники-вандалы, очерчивающие аэрозольными красками тонкую грань между остросоциальным искусством и статьёй 214 УК РФ, привыкли выходить далеко за пределы холста, заменяя привычный глазу урбанистический пейзаж концептуальными инсталляциями и изображениями, несущими определённый посыл. В чём же состоит символическая значимость стрит-арта? Какими путями он добирался до российских городов и чьи работы особенно запоминаются?


Стрит-арт — постмодернистское направление изобразительного искусства, нашедшее своё выражение в граффити, постерах, трафаретах и скульптурах, украшающих стены общественных зданий, улицах и постройках, отведённых в общее пользование. Целью размещения работ в таких местах является особый вид коммуникации художника и потенциальной аудитории, возможность предания огласке зачастую табуированных в СМИ инфоповодов. Самым действенным методом привлечения внимания данной формы искусства является подмена реальности. Внезапно появившийся разноцветный рисунок на обычно серой стене заставит прохожих изменить восприятие привычного здания в пользу предмета искусства зачастую с философской подоплёкой.

Традиционно история стрит-арта начинается примерно в середине девятнадцатого столетия, в пределах фабрики по производству бомб в Детройте. Рабочий по фамилии Килрой по какой-то причине увлекается написанием на предметах своего производства довольно простой фразы: “Kilroy was here”, что впоследствии подхватывают солдаты, использующие эти бомбы. Они пишут свои имена на развалинах и обломках стен. Это даёт начало “теггингу” и в целом искусству граффити. Российский стрит-арт принято воспринимать вторично, как унаследованное влияние европейской культуры, однако многие считают отечественное уличное искусство самобытным.

Зарождение российского уличного искусства началось задолго до распространения рисунков и подписей на стенах, — в 1920 году, когда Казимир Малевич в тандеме с Лазарем Лисицким и художественным объединением УНОВИС расписал несколько фасадов в стиле супрематизм. Мы можем лишь предполагать, что эта скромная попытка стала толчком к самостоятельному развитию жанра в СССР, ведь следующий прецедент случился только к 1970-м годам. В то время появились концептуалистские группы “Гнездо” и “Мухомор”. Они первыми предприняли осторожные шаги к вынесению своего творчества на улицы, однако это всё ещё лишь отдалённо напоминало стрит-арт. Мотивацией их искусства стало “творчество ради творчества”, что по большей части не совпадает с типичной философией жанра.


Ещё целое десятилетие художники набирались смелости, а их рабочее пространство постепенно выходило за пределы художественных мастерских. Всё началось лишь в 1980-х годах. В СССР тогда появился жанр граффити с различными ответвлениями и поджанрами. Основоположниками уличного искусства стали Крыс, Баскет и Навигатор – райтеры-графитчики. Их деятельность была тесно связана с распространением хип-хоп культуры, поэтому основную мысль работ зачастую составляли бунт и провокация. Санкции со стороны закона на порчу государственного имущества также добавляли остроты ощущений. В 2000-х стрит-арт достиг своего апогея и стал постепенно угасать.

В настоящее время улица — это практичная медиа-площадка для художника. Смягчая свой протестный дух, уличное искусство всё глубже погружается в остросоциальную тематику: политика, экология, социум. Теряет ли оно от этого пользу и эстетику – решает публика. Представленная ниже подборка знакомит с тремя художниками, определённо пользующимися популярностью на улицах.


Никита Nomerz

Менее успешный, но не менее узнаваемый художник из Нижнего Новгорода, прославившийся особым стилем граффити на объектах городских инфраструктур. Основой его произведений становятся глаза, лица или человеческие фигуры, которые он накладывает на подходящие по размеру и форме предметы, что позволяет придать преображаемым объектам собственный характер и харизму. Старые стены будто оживают, приобретают новую жизнь.

Тимофей Радя

Художник из Екатеринбурга, работающий в жанре стрит-арт не только с граффити, но и с инсталляциями и плакатами. Большинство его работ были созданы нелегально, но не потеряли от этого свою ценность.

“Первые полосы”: серия плакатов, сделанных из заголовков и статей газет, выпущенных 12 апреля 1961 года в честь первого полёта человека в космос.

“Фигура #1: Стабильность”: инсталляция, собранная из щитов ОМОНа в виде карточного домика с троном на вершине. В первые же несколько часов после установки фигура обрушилась из-за ветра.


Арсений Пыженков (Покрас Лампас)

Вошедший в ТОП-50 самых знаменитых людей Петербурга в 2018 году по мнению журнала “Собака.ru”, коммерческий художник-каллиграф из Калининграда. Как представитель стрит-арта, Покрас Лампас работает в стиле “каллиграффити”, эксперементируя в своих работах с различными шрифтами и алфавитами. Лучшие его работы всегда выполнены в сотрудничестве с крупными брендами.

Сотрудничество с Panasonic: Покрас Лампас создал самую большую в мире каллиграфию (площадью 1625 м²) на крыше бывшей фабрики “Красный Октябрь”. Это единственное художественное произведение в России, которое видно из космоса.

Сотрудничество с Fendi: художник расписал крышу самого высокого здания в Риме, Дворца итальянской цивилизации. Эта каллиграфия стала самой большой в Италии.

Творчество представителей уличного искусства многогранно. Оно может нести как эстетическую, так и социальную нагрузку. Художником движет цель донести миру свою идеологию, и, выбирая такой бессловесный диалог со своей аудиторией, он рискует быть осуждённым и неправильно понятым. Однако в реалиях современности стрит-арт ценится как отдельный жанр изобразительного искусства и не считается актом вандализма. Музеи, выставки и, конечно, свободное творчество в открытом доступе.

Когда, если не сейчас, начинать интересоваться уличным искусством?

Наверх