МУЗЕЙ ИЛИ ЧАСТНАЯ ГАЛЕРЕЯ?: О ВЫСТАВОЧНЫХ ПРОСТРАНСТВАХ В РОССИИ

С рождением модернизма в художественном мире установилась прочная связь искусства с выставочным пространством. Сегодня именно место способно повлиять на то, насколько тернистым будет творческий путь художника и как скоро на горизонте появится признание его личного вклада в развитие современного искусства. Что дают молодым художникам разные площадки и как этому молодому художнику попасть в большой музей? Разбираемся в новом материале.

 

 

Сегодня искусство большое значение придаёт контексту, которым зачастую и становится пространство, предназначенное для знакомства зрителя с творчеством современников. Возможностей продемонстрировать свой талант сейчас множество, но каждое место — музей, частная галерея, мастерская, квартира или даже маленький закоулок рядом с домом даёт разные возможности художникам.

 

Сейчас искусство в России по-настоящему живёт именно в частных галереях. Государственных музеев, занимающихся развитием современного искусства, не так много. В Москве основным государственным музеем с большой коллекцией современного искусства является только ММОМА.

 

Внутри художественного сообщества принято использовать термин «музей» в значении «государственный». Любая частная институция, решившая заниматься развитием или коллекционированием современного искусства, получает статус частной галереи в силу того, что не обладает достаточно объёмной коллекцией и научно-исследовательской базой. В России существуют и частные музеи, однако они не занимаются проблемами актуального искусства.

 

 

Тем не менее, государственные музеи всё чаще организуют коммерческие выставки современного искусства в своих стенах. Такие выставки имеют определенный вес в судьбе художника, но еще больший успех приносит попадание работ в коллекцию музея.

 

Начинать свой выставочный путь художник может и с маленьких самоорганизованных выставок. Обычно художники являются частью творческого сообщества, формального или неформального, которое организовывает квартирники, фестивали и маленькие групповые выставки, чем “выводит в свет” своё искусство и вносит первые строки в портфолио. Такие акции дают шанс заявить о себе и построить диалог со зрителем, который может оказаться влиятельным куратором или увлечённым коллекционером.

 

Так, 24 декабря 2019 года в Москве состоялось открытие групповой выставки «Нить», в которой приняли участие студенты школы современного искусства «Свободные мастерские». Выставка прошла в мастерской одной из участниц, по совместительству куратора проекта, и собрала большое количество людей. Выставка состоялась по инициативе художников и не преследовала коммерческих интересов. Для некоторых этот проект стал первым опытом выставочной деятельности. Именно внутри таких сообществ и зарождается настоящее искусство. А история подтверждает всё вышесказанное фактами: ведь ещё в 1863 году художники, чьи работы отвергли жюри официальной выставки, сами организовали «Салон отверженных». Именно там Мане представил свой «Завтрак на траве», после чего импрессионизм стал очень популярен.

 

Что касается частных галерей и арт-резиденций, то в них отлично работает формат open-call, когда любой желающий может отправить заявку на участие в том или ином мероприятии, или портфолио с целью дальнейшего продолжительного сотрудничества. Галеристы и кураторы смотрят не только на актуальность и качество работ, но и на общий бэкграунд в сфере искусства, однако есть и те, кто не обращает внимания на опыт и отбирает лишь те идеи, которые считает актуальными и обладающими потенциалом быть реализованными. Оба варианта подразумевают участие художника в культурных событиях более мелкого масштаба: будь это самоорганизованная выставка-квартирник независимых молодых художников или же участие в городской ярмарке в качестве перфомера (автора перфоманса).

 

Целью добросовестных частных галерей является не только финансовая выгода (продажа работ или коммерческие выставки), но и продвижение художника. Так что сотрудничество с частной галереей может подарить художнику полезные знакомства, личностный рост и массу возможностей для реализации художественных проектов. Помимо этого, «быть выставленным в частной галерее» зачастую приравнивают к «быть признанным экспертами», «иметь успех локального порядка». Выставки в частных галереях способствуют дальнейшему развитию и получению премий в области современного искусства, которые, в свою очередь, открывают новую дверь: в музей или на престижных аукцион, например.

 

Помимо частных галерей с форматом open-call работают арт-резиденции, которые набирают талантливых художников с целью предоставления возможностей для творчества и реализации собственного проекта к концу программы. Арт-резиденция часто является резиденцией в прямом смысле слова и может объединять творческих людей под крышей одного дома, квартиры, мастерской или дачи. Помимо пространства такая институция может предоставить и финансовую поддержку. Например, самая северная российская резиденция «Никель» обеспечивает художников всем необходимым (трансфер, проживание, питание, студия, расходные материалы) в течение двух недель, а взамен просит участвовать в развитии культурной жизни заполярного города. Для художников суть резиденции как пространства заключается в возможности провести необходимое время в работе над художественным проектом и стать частью творческого сообщества.

 

 

Особый показатель доверия, актуальности и профессионализма — музейная выставка. В художественной среде принято считать, что сотрудничество с музеем это большая ответственность и большие возможности. Именно музей способен подарить “билет в светлое будущее”, помочь построить карьеру влиятельного художника, работающего для музеев и пополняющего их коллекции или же карьеру коммерчески успешного художника, чьи произведения будут уходить с молотка за миллионы долларов.

 

Для того, чтобы художнику попасть в музей, нужно, чтобы его работы заметил куратор. В российской арт-системе есть также альтернативные площадки-пространства, которые могут послужить неплохим стартом для того, чтобы в итоге оказаться в государственной институции. Новые имена часто открываются на молодежной биеннале, маленьких фестивалях, организованных музеями.

 

Первое, что необходимо художнику это владение информацией и осознанное отношение к повестке дня. В помощь художнику: социальные сети и сайты культурных институций, новостные тематические порталы и живое общение в кругу единомышленников. К какому выставочному пространству стремиться — частному или государственному — выбирает сам художник в силу своих талантов, амбиций и способности работать с информацией.

 

Сегодня художник имеет много возможностей для реализации своих идей в формате выставки. Однако за любым местом всегда стоит гораздо больше, чем просто пустые белые стены. Любое пространство имеет свои институциональные, социальные, экономические, эстетические контексты. И художник должен это всегда учитывать.

 


Автор: Алиса Николаева

Редактор: Владимир Большаков

Наверх