МУЗЫКА ДЛЯ СУПЕРМАРКЕТОВ: ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ЛЕГЕНДАРНОЙ “МЕЛОДИЕЙ”

Индустриализация, коллективизация, приватизация — всё такие знакомые, родные для русского уха слова. Приватизировать для себя муниципальное жильё — это одно, но передать в частные руки государственное предприятие или компанию — уже совсем другое. Совсем недавно в России как раз произошла такая приватизация — легендарную звукозаписывающую фирму ‘‘Мелодия’’ выкупила частная компания. Рассказываем об истории “Мелодии” и выясняем, что теперь с ней будет.



В 1964 году Совет Министров СССР постановил образовать в стране звукозаписывающую компанию. Студии звукозаписи в разных городах Советского Cоюза с тех пор объединяла не Всесоюзная студия грамзаписи, а государственная компания ‘‘Мелодия’’, подчиняющаяся Минкульту. Находилась она в бывшей Англиканской церкви в Брюсовом переулке и на Тверском бульваре в Москве. Отделения ‘‘Мелодии’’ находились также и в других городах: в Ленинграде, Риге (Латвийской ССР), Таллине (Эстонская ССР), Вильнюсе (Литовская ССР), Тбилиси (Грузинская ССР), Алма-Ате (Казахская ССР) и Ташкенте (Узбекская ССР). До 1991 года “Мелодия” являлась единственной фирмой по производству, хранению и распространению грампластинок в стране. Ее фонотека — культурное достояние России. Студия выпустила более 230 000 пластинок, продавал их в 90 странах мира, в том числе во Франции, Нидерландах и Японии.


В 1970-х годах начинают появляться фонограммы на магнитной ленте. Первые компакт-кассеты изготовил в 1971 году Таллинский завод. Тогда ‘‘Мелодия’’ старалась улучшить качество продукции и в 1978 году запустила новое предприятие — Московский опытный завод ‘‘Грамзапись’’, сокращенно МОЗГ.


В 80-е годы гибкие грампластинки стали выпускаться меньшими тиражами, но выпуск не был полностью остановлен. С 1987 года “Мелодия” перешла на хозрасчёт, а с 1989 года студия грамзаписи стала вести самостоятельную экспортную политику. В том же году она начала производить первые компакт-диски.


К 1991 году ‘‘Мелодия’’ располагала 21 предприятием, включая заводы и дома грампластинок по всему Советскому Союзу. Но вскоре ситуация изменилась, и тираж резко упал. После распада СССР студия потеряла производственные мощности и перестала входить в шестерку крупнейших мировых звукозаписывающих компаний. С этого времени заводы грампластинок стали приходить в упадок. В Таллине последняя кассета сошла с конвеера в 2005 году, а Рижский завод практически повторил историю ‘‘Мелодии’’: “Синтез-рекордс” приватизировал его почти сразу после распада СССР, а через 7 лет эту компанию признали банкротом.


C 1993 года “Мелодия” являлась федеральным государственным унитарным предприятием под названием ‘‘Фирма Мелодия’’ (ФГУП “Фирма Мелодия”).


В 2000-е годы ‘‘Мелодия’’ занималась оцифровкой архивов: все записи были спасены и отреставрированы, но компания лишилась своей звукозаписывающей студии, а грам-оригиналы и вовсе исчезли.


С января 2004 года, вместе с открытием официального сайта, ‘‘Мелодия’’ стала заниматься продвижением новых направлений, вновь реставрировать и выпускать архивные записи на компакт-дисках. В каталоге на сайте и сейчас можно найти популярную эстрадную музыку, классику и джаз, аудиокниги и сказки для детей. А в 2012 году студия и вовсе объявила о выпуске лимитированным тиражом архивных записей на виниловых пластинках к своему пятидесятилетию. В 2011 году “Мелодия” начинала создавать новые аудиокниги и литературно-музыкальные произведения.


Еще с 2007 года государство регулярно включало “Мелодию” в перечень объектов, планируемых к приватизации. И наконец, в феврале 2020 года это случилось. Компания “Формакс”, новый владелец студии, была зарегистрирована в 2015 году. До 2018 года “Формакс” не приносит никакой прибыли своим владельцам (по крайней мере, по документам), имеет единственный сервис Fonmix, через который можно получить доступ к базе легальных музыкальных треков. Основное направление деятельности — фоновая музыка в общественных местах.



‘‘Библейские истории’’, ‘‘Декабрьские вечера’’, ‘‘Антология русской симфонической музыки’’ — все проекты “Мелодии” находили своих слушателей. Совместно с издательским домом ‘‘Комсомольская правда’’ студия выпустила серию ‘‘Великие композиторы’’ — редкие записи классической музыки. В рамках сотрудничества с радио ‘‘Серебряный дождь’’ был создан проект ‘‘Серебряная мелодия’’, в эфире звучали неизданные композиции 1950-80х годов.


А теперь у ‘‘Мелодии’’ осталось только право на графическое оформление пластинок. Нет прав на фонотеку. “И не было”, — так бывший директор Ленинградского отделения ‘‘Мелодии’’ Андрей Тропило заявил ‘‘Газете.Ru’’. Проблемы с авторскими правами на архив ещё предстоит решить.


Будущее студии “Мелодия” весьма туманно. Возможно, новое руководство будет искать пути расширения производства, осваивать современные технологии и сохранять достояние государственной компании ‘‘Мелодия’’. Но может, все это затевалось лишь ради зданий в центре Москвы? “История с продажей «Мелодии» непроста. И то, что национальный звуковой архив продан вместе со зданиями и названием как бесплатное приложение, и, как указывается, со всеми правами на архив, вызывает много вопросов и к продавцам, и к покупателям, и к юристам по авторскому праву”, — заявляет Нелли Закирова.


Остается верить, что некогда монополист и достояние страны студия «Мелодия» не будет заниматься подбором треков для супермаркетов, но будет работать именно с тем, для чего была создана больше полувека назад.


Автор: Анна Белякова

Редактор: Владимир Большаков

Наверх