РЕЙТИНГИ, НАКРУТКИ, ФЕЙКОВЫЕ АККАУНТЫ: О РАБОТЕ “КИНОПОИСКА”

“КиноПоиск” — известная социальная сеть для кинолюбителей, где пользователи могут подобрать подходящий фильм, поставить оценку уже просмотренным кинолентам или оставить рецензию. Но если рейтинг картинам выставляют пользователи, можно ли ему по-настоящему доверять? Можно ли положиться на “КиноПоиск” при выборе фильма? Разбираемся в новом материале.

 

 

Сайт “КиноПоиск” появился в 2003 году. Сначала это был только Интернет-сервис с рейтингами фильмов и рецензиями на них, но с 2018 года на платформе сайта появился онлайн-кинотеатр.

 

Сейчас “КиноПоиск” можно назвать одним из самых популярных сайтов по поиску фильмов. В русскоязычном Интернете первая ссылка на фильм — всегда на “КиноПоиск”. Кроме фильмов на сайте можно найти информацию об актёрах, режиссёрах, сценаристах и прочих деятелях кинематографа. На “КиноПоиске” можно поделиться своим мнением о просмотренной картине и поставить ей оценку.

 

Однако, кроме рейтинга фильма, на странице выведена оценка этой же картины на сайте IMDb — англоязычного киносервиса, похожего на “КиноПоиск”. Очень редко эти две цифры кардинально отличаются друг от друга, максимум на несколько десятых. Для примера можно взять несколько российских картин — “Союз спасения” (2019), “Дурак” (2014), “Дылда” (2019), “Притяжение” (2017), “Холоп” (2019), “Крымский мост” (2018). Разница в оценках этих фильмов на двух сайтах невелика. Но можно ли говорить об их объективности? Вероятно, да. У таких порталов, как “КиноПоиск” и IMDb, действуют различные алгоритмы, которые позволяют не включать какие-то оценки или голоса определённых пользователей (об одном из таких алгоритмов можно прочитать здесь). Кроме того, из всех отданных голосов складывается более или менее общее значение: негативная оценка мало снизит рейтинг какого-либо фильма, если большинство высоко оценило его.

 

Рейтинг на “КиноПоиске” — первое, на что обращают внимание пользователи. Для них он может стать показателем того, стоит ли смотреть фильм или нет. Софья, пользователь “КиноПоиска”: “При поиске/выборе фильмов я не смотрю на комментарии или рецензии. Полагаюсь только на рейтинг самого “КиноПоиска” или IMDb, который там ниже указан. Могу посмотреть трейлер, но никогда не читаю описание к фильмам, потому что оно чаще всего коряво написано и не передаёт никаких ощущений, которые возникают при просмотре”.

 

Что же касается пользовательских рецензий, то здесь уже всё не так однозначно. Разные зрители по-разному оценивают происходящее на экране. Поэтому на сайте спокойно соседствует заголовки “фильм, за который стыдно” (пользователь rn21) и “неожиданно хорошее кино” (пользователь Strider92) (о “Притяжении” Фёдора Бондарчука). Противоречивыми бывают и рецензии кинокритиков, которые также представлены на “КиноПоиске”.

 

Для некоторых зрителей рецензии на сайте являются своеобразным дополнением к фильму: “Иногда я перечитываю комментарии после просмотра, если сюжет или идея показались мне неоднозначными: всегда интересно посмотреть, какие есть ещё варианты. Так было, например, с фильмом “Мама”. Сначала я была крайне разочарована этой картиной, но после прочтения критики я уловила мысль и кардинально изменила своё мнение” (Вероника, пользователь “КиноПоиска”).

 

“После просмотра обычно читаю две-три положительные и отрицательные рецензии. Чтобы обратить внимание на те моменты, которые не учёл при просмотре или просто узнать мнение других людей” (Григорий, пользователь “КиноПоиска”).

 

При поиске фильма большое количество самых разнообразных и противоречивых рецензий может запутать и отпугнуть зрителя от просмотра. Кого-то же, напротив, они могут “подстегнуть” посмотреть, чтобы проверить, насколько их мнение совпадёт с тем, что есть на сайте. И всё-таки поставленная фильму оценка обезличивает мнение о картине, превращает его в усреднённую цифру. В рецензии же больше отражаются предпочтения автора, который может отойти от условной десятибалльной системы и оценить по своей собственной. Поэтому отзывы на “КиноПоиске” можно считать некоторым расширением рейтинга. При этом основополагающим моментом при выборе фильма для многих всё равно остается его рейтинг.

 

 

Отсюда вытекает одна из главных проблем “КиноПоиска”: возможность заказных оценок и рецензий. Один из последних случаев — фильм “Крымский мост” (сейчас его рейтинг — 2,7). В 2018 году, когда картина только вышла в прокат, более тысячи оценок были “единицами”, причём ни одной рецензии не было опубликовано. IT-специалисты предположили, что это мог быть обвал рейтинга с помощью подставных аккаунтов. Такой низкий рейтинг может оттолкнуть от просмотра, или же, наоборот, подогреть интерес публики к “отвратительному” фильму. И вот что примечательно: об обвале рейтинга “Крымского моста” даже написали несколько материалов, но выше он так и не смог подняться. На других платформах оценки также не превышают трёх баллов и сопровождаются негативными отзывами. Если же обвал “Крымского моста” действительно произошёл, то в целом на представление о фильме он не повлиял: картина просто бесповоротно плоха.

 

Переживать из-за накрученных оценок особо не стоит: фильм, вызвавший хоть какой-то отклик у публики, всё равно получит больше отзывов и рецензий реальных людей. Как это случилось с недавно вышедшими “Союзом спасения” и “Вторжением” (продолжением “Притяжения”). Иногда среди пользователей, оценивших картины, появляются подставные аккаунты (дата регистрации после выхода фильма, одна-единственная оценка, отсутствие аватарки и какой-либо дополнительной информации в профиле). Но количество таких аккаунтов не может перевесить доверенных пользователей сайта, чьи оценки и идут в итоговый рейтинг. За рецензии стоит переживать ещё меньше: они могут попросту затеряться в большом количестве других отзывов и никогда не дойти до потенциального зрителя, да и на общий рейтинг рецензия не повлияет.

 

От “КиноПоиска”, Кино-Театра.ру, film.ru, Афиши до кинотеатра Ivi, IMDb и Rotten Tomatoes и множества блогеров — все они создают свои рейтинги и выставляют свои оценки. Многие киносайты работают по схожему принципу: выставляют пользовательские оценки и рецензии. Где-то (film.ru) есть как рейтинг от пользователей, так и от администраторов сайта, где-то есть возможность почитать рецензии кинокритиков из других медиа. Особенно выделяется Rotten Tomatoes, который составляет процентный рейтинг картин не на основе баллов, а собирает информацию из рецензий как кинокритиков, так и пользователей.

 

Хотя вариантов для кинолюбителей в Интернете достаточно, первым на ум всё равно приходит “КиноПоиск”. Многие российские сайты достаточно часто (кроме своих рейтингов) экспортируют оценки именно с него, а IMDb и Rotten Tomatoes суть англоязычные сервисы, и поэтому они не всем могут быть доступны для понимания. “КиноПоиск” предоставляет большой выбор фильмов и платформу, где можно их обсуждать и оценивать. А те, кто обсуждают и оценивают, помогают другим пользователям находить и выбирать фильмы “по душе”.

 


Автор: Елена Сушинина

Редактор: Владимир Большаков

Наверх