VIP-ЛОЖА, ШЕКСПИР И СЫРАЯ КУРИЦА: КТО ХОДИТ В РОССИЙСКИЙ ТЕАТР СЕГОДНЯ?

Кто он — современный театральный зритель в России? Что им движет при покупке билета в театр: любовь, долг, желание попробовать новое или демонстрация собственного статуса? Для чего сегодня российский зритель идёт в театр? Мы разобрались в том, насколько правдивы в своих желаниях настоящие (и не очень) любители театра, и описали наиболее характерные виды российского театрала. В одном из них вы наверняка сможете узнать себя.

 

 

Лаборатория будущего театра ГИТИС под руководством социологов ВШЭ Никиты Большакова и Алисы Максимовой провели Всероссийское исследование театральной аудитории, в ходе которой выяснили, что:

в театр ходят, в основном, женщины (80% аудитории);

средний возраст театралов: 37 лет;

большинство с высшим образованием: у 57% один диплом вуза, у еще 14% дипломов несколько;

респонденты причисляют себя к среднему классу.

 

Я у мамы театрал (театральный гурмэ)

 

Этот тип самая преданная аудитория. Любовь к сцене таким зрителям привили еще в детстве. Они вместе с мамами под ручку ходили в театр, чтобы постичь новые литературные смыслы (или гораздо проще: узнать, почему маленьким девочкам в красном стоит меньше доверять своим бабушкам). 

 

Поначалу начинающим театралам было сложно угодить: дети кривили рожи и скучали. Однако такое времяпровождение вошло для них в привычку, и постепенно они превратились в театральных завсегдатаев. Причем чем раньше они в свое время оказались в театре, тем регулярнее теперь там бывают. Простая формула: четверть из тех, кто ходил на спектакли еще дошкольником, сейчас бывает на них почти каждую неделю. Такие зрители на вес золота: они любят искусство, следят за театральными событиями. А главное — не скупятся: готовы отдать за билет приличную сумму.

 

Яростный критик

 

Для яростного критика поход в театр — производственная необходимость, преследующая определенную цель: узнать конкурента, провести аналогии, оценить, написать материал, посмотреть, как можно иначе (или также?). Это критики, художники, актеры, режиссеры, которые не могут “просто” смотреть спектакль. Они оценивают каждую деталь: сценографию, свет, игру актеров, режиссерскую работу. Дистанцироваться сложно, процесс оценки происходит неумышленно. Часто профессионалы завидуют простому зрителю, ведь он может насладиться сутью, образом от себя самого, для него театр – досуг, а не предмет рабочего характера.

 

Участники первой и второй группы – искушенная публика, которая предъявляет к постановкам высокие требования. Удивить их сложно, заметить их оценку иногда еще сложнее. Обсуждают спектакли в тесном кругу посвященных. Яростные критики по-настоящему любят театр.

 

Почему нет голых на сцене?!

 

Этот тип – любитель не хлеба, но зрелищ. Приверженники нового/экспериментального или просто те, кто хочет посмотреть на что-то неординарное. Их интересуют новые поиски, нестандартные подходы. Они за то, чтобы в театре раздевались, проводили ритуалы, кричали что-то нечленораздельное, 24 часа пропагандировали провокационные буйства с отсылкой к древнегреческой мифологии.

 

 

Признанный авторитет

 

VIP-ложа интеллигентов. Лакомый кусок для театров. Те, кого после премьеры можно будет увидеть в заголовках журналов или под ними в качестве авторов. Такого зрителя приглашают или ожидают с особым пиететом. Часто в этот раздел попадает тип яростного критика или VIP-персоны, занимающие отдельные ложи для особенных зрителей. Такие места не всегда удобны, часто из них плохо виден зал и не везде удачная акустика. Но это не имеет значения, ведь обычно это ложи для тех, кому важно показать себя.

 

Однако занять такое место достаточно трудно. В каждом театре действуют свои правила, в основе которых может быть  исторический и религиозный контекст. Так, в опере “Монте-Карло” (Монако) правом позволить зрителю занять место VIP распоряжается правящая династия Гримальди. Купить абонемент в ложу в этом театре можно при условии, что вы располагаете протекцией княжеской семьи. В “Лисео” (Барселона) места в ложе передаются по наследству и до сих пор закреплены за семьями их потомков. В большинстве же театров привилегия занять особое место – лишь цена вопроса. Приобретает популярность практика аренды лож большими компаниями для своих партнеров и клиентов.

 

Многие зрители данной категории действительно наслаждаются театром. Они привыкли к нему и понимают, насколько необходим такой духовный опыт.

 

Люблю Шекспира

 

Взгляды этого типа консервативны, переход к новому они всячески порицают и отрицают. “Театр – это искусство! Это про духовность и переживание. Я хочу видеть зал со сценой, красный занавес, единство времени, места и действия”. Слова “перформанс”, “альтернативная классика” при них лучше не произносить, в противном случае вы можете ввязаться в довольно продолжительный спор о том, что же вообще такое настоящее искусство. Шекспировцы принципиальны, готовы тратить деньги только на стоящие, по их мнению, постановки. Как узнать, что они действительно стоящие: получить всю возможную информацию о спектакле перед покупкой билетов.

 

Быть в театре – быть в тренде

 

Хотят разбираться в театре, ждут от него расширения кругозора, отдыха от будней. Ходят в театр, потому что “каждый уважающий себя человек время от времени должен там бывать”. Они хотят быть в курсе событий. Следят за происходящим, часто идут на спектакль по совету друзей. Это чаще мужчины, средний возраст которых — 35 лет. Много за билет не отдадут.

 

Summary

 

Почему, несмотря на все стереотипы и предрассудки, люди до сих пор идут в театр? Хотя вопрос и не такой сложный, ответ на него действительно важен: театр помогает лучше понять себя. Сидя в мягком кресле, зритель начинает анализировать происходящее, проводить параллели с героями, размышлять об их выборе. Задача режиссера и актеров – показать, задача зрителя – по-своему (или в соответствие с режиссерским замыслом) интерпретировать смыслы и, сложив все пазлы в одну мозаику, выйти из зала с уже полноценной картиной. Это получается не всегда, но такая цель до сих пор остается в приоритете режиссера.

 

Каждый ищет что-то свое. Театр дает зрителю то, чего он так ждет: будь это шанс увидеть медийную личность, возможность насладиться бесконечными аллегориями режиссёра или понаблюдать за голым актёром, вгрызающимся в сырую курицу на сцене (всем хочется чуть-чуть современности, не так ли?) и, самое главное, отыскать те самые смыслы, которые помогут разнообразить нашу жизнь и сделать правильный выбор.

 


Автор: Ксения Белова

Редактор: Владимир Большаков

Наверх