ВОДА, ОГОНЬ И ПЕПЕЛ: КАК ПОНИМАТЬ ТВОРЧЕСТВО АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО

С 19 декабря в повторный прокат вышла отреставрированная версия фильма “Солярис” одного из самых прославленных режиссёров отечественного кино. Чем же так привлекают зрителя во всем мире произведения Андрея Тарковского? Актуальны ли его фильмы сегодня? Разбираемся в новом материале.

 

Фильмы Андрея Тарковского можно пересматривать много раз, каждый раз открывая и постигая новое. Но прежде чем впервые приступить к просмотру, зрителю непременно нужно ознакомиться с некоторыми фактами из биографии режиссера. Все его фильмы, так или иначе, автобиографичны. О значении детства Андрей Тарковский рассказал в одном из своих интервью в Италии. О том, что человек питается им, чтобы потом всю свою жизнь пользоваться вдохновением.

Андрей Арсеньевич Тарковский родился в интеллигентной литературной семье. Однако отец ушел из семьи, когда будущему режиссеру было три года, что, несомненно, наложило отпечаток на чувствительного ребенка. В некоторых фильмах зритель может явно проследить отношения отец-сын, где Тарковский ведёт диалог с отцом. Проявляет всё то, что было недосказано и, таким образом, значимо. По словам самого Андрея Тарковского, всем тем, чего он достиг в жизни, он обязан своей матери, которая воспитала в нем творческого человека, привила любовь к искусству.

Несомненно, стоит упомянуть женские образы в кино Тарковского. Воплощения матери режиссёра в частности и женщин в общем – это зачастую неземные существа, обладающие иногда даже мистическими качествами. Служанка Мария из “Жертвоприношения” – ведьма. Главная героиня фильма “Зеркало” левитирует, переводчица Эуджения из “Ностальгии” будто сошла с полотен итальянских живописцев эпохи возрождения. Героиня “Соляриса” – Хари – человеком вовсе не является, но по сути больше Человек, чем прочие герои фильма – как раз таки настоящие люди.

Фильмы Андрея Тарковского – потусторонние миры, облеченные в форму поэзии. И эта поэзия полнится символами. Во всех фильмах присутствует вода – живая материя, связывающая полотно фильма воедино. В фильме “Иваново детство” вода – это проводник главного героя, 12-летнего Ивана из реального мира ужасов войны в довоенный беззаботный мир детства. Вода – это зеркало, в котором отражается другое, мирное время. Также вода выступает зеркалом в фильме “Солярис”. Здесь вода – это огромный разумный Океан далекой планеты. Но он отражает уже души главных героев, проявляет скрытое, освещает самые потаенные уголки человеческих душ.

Огонь, напротив, выступает стихией, которая уничтожает, поглощает, а затем очищает и возрождает. Крис Кельвин в “Солярисе”, прежде чем отправиться на другую планету, сжигает все, что его связывает с Землей. Сумасшедший Доменико в “Ностальгии” призывает человечество к единству и совершает акт самосожжения. Александр в “Жертвоприношении” поджигает дом.

Пепел – как результат огня. Пепел кружит в воздухе, когда в “Ивановом детстве” разбирают дела казненных. Иван вспоминает, что сажа неделю не оседала на землю, когда немцы жгли книги. Снег, похожий на пепел ложится на остов сгоревшей церкви в “Андрее Рублёве”. Искусство, служащее для того, чтобы возвышать человека над тем, чем он является, превращается в пепел, когда в человеке не остается ничего человеческого. По словам сумасшедшего Доменико из “Ностальгии”: “Человек, в тебе вода, огонь и еще пепел”.

Еще один символ, который встречается зрителю из фильма в фильм – это молоко – символ достатка, добра, добротности. Оно является неизменным атрибутом там, где дом – полная чаша, им щедро делятся, оно льётся через край. Напротив, там, где полюс с положительного меняется на отрицательный, зритель видит опрокинутые, разбитые бутыли с молоком. В “Жертвоприношении” при начале атомной катастрофы бутыль с молоком взрывается, в “Андрее Рублеве” молоко льётся в реку при набеге монголо-татар на Владимир и нападении на артель Андрея Рублева.

Тревожным сигналом выступает звонок. Там, где, казалось бы, это невозможно, зритель слышит звук телефонного звонка. Например, в “Сталкере”, после прохождения самой опасной зоны, когда между героями создается напряженная ситуация, ведущая к кульминационной сцене. В “Жертвоприношении” раздается никем не замеченный телефонный звонок, когда герои смотрят новости, сообщающие о катастрофе.

Тарковский использовал при создании своих фильмов своеобразные художественно-изобразительные средства, которые служили и определенной символикой. Цветовое решение фильма “Сталкер” любопытно тем, что при изображении так называемой “зоны” – опасного, запретного места, где можно исполнить свое самое сокровенное желание – используется цвет, яркость, краски. В то время как реальный мир лишен всяких красок. Он невыразителен, сер, пуст, мертв. В “Ностальгии” цветное повествование перемежается чёрно-белыми снами главного героя. В “Солярисе” же довольно интересен музыкальный аспект. В сценах, показывающих Землю, музыкой выступают звуки природы: шелест ветра в листве, журчание воды, ржание коня и лай собаки. А в сценах на Солярисе использована хоральная прелюдия фа минор Баха, что создает потустороннюю, космическую атмосферу.

Фильмы Андрея Тарковского представлены в разных жанрах – от исторической и военной драмы и научной фантастики до биографии и автобиографии – но все они, безусловно, являются образцом авторского кино. Неповторимый стиль режиссёра, помимо художественных приемов, имеет в основе своей философский и религиозный подтекст. И вот перед зрителем уже не научная фантастика, а фильм-размышление, фильм-притча. Символы религии присутствуют в каждом фильме. Это мерило того, что происходит в нравственной жизни человека сейчас.

Сорванный колокол и разрушенная церковь в “Ивановом детстве” или отлитый заново Бориской колокол в “Андрее Рублеве”, который возрождает веру главного героя в то, что его творчество нужно человечеству. Искусство также занимает одно из центральных мест в работах Тарковского. Это – то единственное, что способно примирить материальное и духовное в человеке, привести всё к равновесию, гармонии. В каждом фильме мастера зритель может наблюдать произведения всемирно известных творцов: Альбрехта Дюрера, Леонардо да Винчи и, конечно, Андрея Рублева.

Требовательность мастера к актерам и съёмочной группе, скрупулезность по отношению к мельчайшим деталям во время съёмок вошли в историю.

Особенно знаменита история с фильмом “Сталкер”, когда Тарковский несколько раз просил братьев Стругацких переписать сценарий, менял операторов и заставлял актеров играть одну и ту же сцену несколько дублей подряд. А после фильма “Андрей Рублев”, где представлены сцены с горящей коровой и лошадьми, падающими с лестниц, режиссера обвинили в жестокости по отношению к животным. Все вышеперечисленное могло бы бросить тень на любого, но не на режиссера, которого уже после дебютного фильма провозгласили гением.

Имя Андрея Тарковского известно во всем мире. Его фильмы откликаются в сердцах многих, становятся близки людям разных вероисповеданий, ведь все они о человеческой душе, что делает их космополитичными. Стремление Тарковского к идеалу, поиски истины, смысла, исследование нравственности делают его фильмы непревзойденными образцами искусства. Главный герой “Ностальгии” Андрей Горчаков утверждал, что искусство непереводимо.

Но так ли это на самом деле?


Автор: Настасья Ширшова

Редактор: Владимир Большаков

Наверх