ВДОХНОВЛЕН ПЕРМАНЕНТНО: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ФОТОГРАФЕ АЛЕКСАНДРЕ СТРИНАДКО

До 21 апреля 2021 года в Мультимедиа Арт Музее на Остоженке, 16 (Москва) открыта персональная выставка фотографа Александра Стринадко «Накануне перестройки». Кто такой Александр Стринадко, что можно увидеть на выставке и стоит ли на нее идти рассказываем в нашем новом материале.

 

«В один прекрасный момент я понял, что не нужно пытаться сделать что-то с целью кому-то понравиться. И что напротив, необходимо быть честным с самим собой», сказал Александр Стринадко.

В фильме Жана-Люка Годара «Маленький солдат» (1960) один из героев говорит, что «фотография – это правда». В современном мире такое утверждение спорно, но к некоторым все же применимо. К тем, кто создает «правдивые» кадры, относится и Александр Стринадко.

Александр родился в Донецке (в то время — город Сталино) в мае 1961 года. В первые годы жил недалеко от рынка «Соловки», где по вечерам продавцы угощали детей арбузом и дыней. Рядом был кинотеатр «Первомайский», в нем будущий фотограф посмотрел множество фильмов. Мир, в котором существовал Стринадко, он называет «мирным и симпатичным». Александр познавал его через длинные прогулки, во время которых он заглядывал в спортивные магазины, где покупал запчасти, чтобы собрать двигатель, а впоследствии    мопед.

Фото: photographer.ru

 

В городе Александру тогда было комфортно, и все изменения в нем он воспринимал болезненно. Он никак не мог смириться с тем, что исчезало то, к чему он привык. «И особенно это вот обшитие пластиком и прочее грубое улучшение без учета стиля и традиции это не по мне. Это больно. Больно, что нет исторической части, которую город когда-то бы взялся поддержать», считает фотограф. Родной город сильно повлиял на творчество Александра. 


С детства Стринадко видел, как фотографирует, проявляет и печатает снимки его отец. Этим увлекалась и его мать. От отца Александру достался первый фотоаппарат это был «Зоркий-С». Тогда мальчик не проявлял к фотографии большого интереса: он занимался вольной борьбой, много читал, гулял с друзьями, ходил в бассейн и играл в духовом оркестре. Но когда его друг начал заниматься в фотокружке, Александр к нему быстро присоединился (тем более дома у него имелось необходимое оборудование). Он снимал в школе и университете, начал читать литературу и журналы о фотографии. На первом курсе Александр пришел в фотоклуб «Уголек».

 

Фото: photographer.ru

 

Учился Стринадко в Донецком национальном техническом университете, получил образование горного инженера-электрика. На вопрос о том, почему он не получил образование фотографа, Александр отвечает: «Все просто. В то время в Советском союзе это можно было сделать только в двух местах: на факультете журналистики МГУ и на операторском факультете во ВГИКе». Александр считает себя реалистом и говорит, что понимал тогда, насколько малы были его шансы на поступление. Фотография, однако, стала его самым большим увлечением: в студенческие годы он использовал около двух пленок в день.


Позже он стал работать в издательстве. По мнению Стринадко, это было намного сложнее, чем сейчас, так как техника работы отличалась: «Например, фотограф получал задание на оформление обложки книги и начинал операции с ножницами, с ретушью, переснимал для заголовка определенные шрифты в определенном размере, вырезал их, прикреплял резиновым клеем, снова переснимал всю композицию… Конечно, сейчас это воспринимается как глубокое ретро».

 

Фото: photographer.ru

 

Так хобби стало делом жизни. Легко ли это? Александр признается, что нет, особенно, если это основной источник заработка. Он завидует тем, кому не нужно совмещать коммерческую и авторскую фотографию, эти два разных мира. Ведь невозможно отказаться и от творчества, и от заказов. В 1980-е годы в одном из фотоклубов его спросили, зачем он фотографирует: именно участие в конкурсах тогда считалось наиболее престижным для фотографа, а работы Александра редко можно было отправить туда. Но нравиться кому-то он не хочет и остается на своих позициях и сейчас, не собираясь участвовать в конкурсах.

 

Жанр, в котором работает Александр Стринадко, он охарактеризовал как «субъективный документализм». Для него важно, чтобы в снимках была жизнь, чтобы все было так, как есть, поэтому он никогда не улучшает получившийся сюжет выкадровкой, то есть изменением границ: «Это мой принцип то, что снято, это то, что было задумано».

 

«Вдохновлен перманентно», говорит о себе фотограф, поэтому у него с собой  всегда есть фотоаппарат. Хорошие кадры, считает Александр, получаются в худших условиях: «Но самые лучшие фотографии это те, которые не были сделаны. Я до сих пор помню некоторые кадры, не отснятые мной».

 

Фото: photographer.ru

 

Большинство фотографий Александра черно-белые. В этой же гамме сделаны и известные фотографии рэпера Хаски. Свои отношения с цветом Стринадко определил как «сложные», потому что, снимая в цвете, ловил себя на мысли о том, что фотографирует цвет ради цвета, не достигая эффекта документальности. Для Стринадко в приоритете отношение к происходящему, атмосфера кадра. Он говорит: «Я не стремлюсь делать красивые картинки. Наверное, немногие стали бы фотографировать то же, что и я. Хотя во всем, что снимаю, я вижу красоту. Все это мне очень дорого». Отказываться от пленочной камеры Александр пока не собирается, снимает на Leica и Nikon, кадры обычно делает на ходу. Получившиеся фотографии он некоторое время не трогает, чтобы не смешивались впечатления от съемки и просмотра. Молодым фотографам Стринадко желает делать как можно больше снимков, изучать историю фотоискусства и проявить хотя бы одну пленку в фотобачке.

 

Выставка «Накануне перестройки» в Мультимедиа Арт Музее посвящена работам 1983 1984 годов. Тогда еще юный фотограф показал настоящую, простую Одессу, Донецк и Запорожье на пороге нового и непонятного. Фотожурналист Сергей Максимишин назвал Стринадко «Алексеем Германом от фотографии, фотографом с невероятным чувством времени». В снимках много эмоций, и отсутствует пропаганда. Александр уточняет: для уличной фотографии важна постоянная практика, поскольку когда делаешь перерыв, тебе становится неуютно находиться с камерой на улице. Важно и общаться с людьми, которых снимаешь, ведь у них могут возникнуть вопросы.

 

Для тех, кто не сможет посетить выставку, организаторы подготовили видео с представленными снимками. Другие работы Стринадко можно посмотреть в его фейсбуке и на сайте photographer.ru


Автор: Екатерина Ерёмкина

Редактор: Кристина Ренжина

Обложка: photographer.ru

Наверх