ЗАЙЦЫ, ВОЙЛОК И ФЛЮКСУС: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ЙОЗЕФЕ БОЙСЕ

“Я не художник. Точнее, я художник в той же степени, в какой является художником каждый человек, не больше и не меньше”, — говорил немецкий художник Йозеф Бойс. Как один из главных теоретиков постмодернизма, он развил традиционную для второй половины XX века концепцию искусства и создал в области культуры новые смыслы. В чем же Бойс оказался новатором?



Война и академия


В детской возрасте Йозеф Бойс увлекался биологией, зоологией, искусством и философией. Кроме того, мальчик брал уроки игры на фортепиано и виолончели. С приходом Второй мировой войны он сперва вступил в Гитлерюгенд, юношескую военизированную нацистскую организацию, а через год отправился добровольцем на фронт. Бойс был в строю стрелков-радистов, затем стал пилотом бомбардировщика. За свои боевые заслуги он получил почетные награды: ордена “Железные кресты” первого и второго классов.


Весной 1944 года советские летчики в Крыму сбили самолет, в котором находился Йозеф Бойс. “Последнее, что я помню, было то, что было уже слишком поздно, чтобы прыгать, слишком поздно для того, чтобы открыть парашют. Наверное, это было за секунду до удара о землю. К счастью, я не был пристегнут”, — впоследствии вспоминал художник. Израненного Бойса спустя день нашли татары и выходили за неделю, обмазывая животным жиром и заворачивая в войлок. Немцы нашли его позднее и перевезли в госпиталь. Для самого Бойса этот момент, похоже, стал переломным. С тех пор его стали интересовать эзотерика и пацифизм.


После войны он вернулся к семье и получил художественное образование в Академии художеств в Дюссельдорфе. В ходе обучения главным наставником Бойса был скульптор Эвальд Матаре. В 1961 году уже сам Йозеф стал профессором Академии, однако его уволили после участия в студенческой демонстрации в Берлине в 1967 году.


С конца 1940–1950-х годов Бойс писал работы в стиле первобытных наскальных росписей, изображающих животных. Спустя десятилетие он изобрел специфическую разновидность искусства перформанса, названную “флюксус”.


Идея


Крупный деятель послевоенного немецкого авангарда, Йозеф Бойс рассматривал искусство как средство достижения социальных перемен. Его перфомансы представляли собой шаманские представления, включавшие ритуализованное движение и звук, а также нетрадиционные и даже отталкивающие материалы: жир, войлок, мед, кровь и мертвые животные. Суть новаторского спектакля 1965 года “Как объяснять картины мертвому зайцу" заключалась в том, что художник в позолоченной маске и с шаманскими атрибутами держал в руках тушку зайца и, передвигаясь по галерее Шмела в течение трех часов, “говорил” с ней, объяснял задумки своих работ.


Как и Энди Уорхол, Бойс считал дебаты и преподавание частью своего искусства и был лидером во многих социально-экономических реформаторских движениях. Для Йозефа “каждый человек — художник”, и он относился к своему творчеству скорее как к “антропологическому искусству”, считая, что этот созидательный процесс должен охватить все сферы человеческой деятельности и тем самым стереть границы между искусством и жизнью.


Работы


Пример работ “первобытного” стиля — рисунок 1982 года “Золотистый заяц”, который в настоящее время можно приобрести на аукционе за 20 000 евро (стартовая цена). Там же можно купить войлочный свиток самурая со стальным лезвием, созданный Бойсом в 1983 году, за 12 000 евро (стартовая цена).


Бойс выполнял и инсталляции. Одна из них состояла из саней, войлочного одеяла, куска жира и фонаря. В 1969 году она была представлена в галерее Уолкера. Эта постановка отсылает к 1944 году, когда Бойс был найден в снегу на территории Крымского полуострова. Суть инсталляции заключается в идее о том, что возможность выжить должна быть у каждого. Войлочный костюм, в котором Бойс участвовал в протесте против войны во Вьетнаме, также стал частью перфоманса. Так Йозеф объявляет войну прагматизму. Основная функция войлока — сохранить тепло. Однако здесь художник рассматривал, в первую очередь, тепло эмоциональное, духовное как способ ограждения от холода современности.


В 1982 году Бойс организовал акцию “7000 дубов”, когда в немецком городке Кассель он нагромоздил семь тысяч базальтовых плит. Смысл заключался в том, чтобы убирать по одной плите после того, как где-то в мире сажают один дуб. Проект удалось довести до конца уже после смерти Йозефа Бойса в 1991 году.


Бойс видел миссию художника в преобразовании общественных установок, во внедрении в массы новых нравственных правил. Он верил в принцип прямой демократии, отрицал существование искусственно созданных государственных границ и, соответственно, военных конфликтов на почве политической вражды. Это позиция сформировалась после военной службы. Он был против войны, против смерти и выступал за развитие и процветание.


Фото: raw.githubusercontent.com


В художнике Йозеф Бойс видел связующее звено между неземными силами и людьми. Перформанс “Как объяснять картины мертвому зайцу” тому явное доказательство. Но это не единственная работа художника, подтверждающая идейные настроения художника. Подобный сеанс общения с потусторонними силами Бойс устроил с помощью койота в перформансе “Койот. Я люблю Америку, и Америка любит меня”, созданном в 1974 году. Чтобы столкнуться лицом к лицу с истинным хозяином Америки, Бойс велел завернуть себя в войлок и прямо из аэропорта перенести в галерею Рене Блока (Нью-Йорк), где его ожидал койот.


За три дня художнику удалось приручить хищника. Здесь сказался опыт работы в цирке. Художник разговаривал с диким койотом, как с человеком, бросал ему почитать газеты, тем самым намеренно провоцируя зверя. Общение Бойса с койотом задумывалось как выражение конфликта природы и цивилизационного общества, индейцев и европейцев-завоевателей. Этот перформанс об угнетении и о властвовании. Бойс попытался вернуть зрителей к истоку разрыва, чтобы указать на проблемное место. Признание этой ошибки может стать, по мнению художника, шагом к излечению. В оказании такого рода влияния на людей состоит одна из важнейших задач художника. Так полагал сам Бойс.


Автор: Анастасия Передреева

Редактор: Анастасия Кулагина

Обложка: kudago.com

Наверх