ЖИ-ШИ: КАК СОВРЕМЕННЫЕ МУЗЕИ РАБОТАЮТ С АУДИТОРИЕЙ 3+

Музеи и галереи по всему миру сегодня разрабатывают специальные детские программы для привлечения семей с детьми и расширения своей аудитории. Поход в музей становится не только доступным досугом, но и увлекательным приключением. Разбираемся, как мировые институции привлекают внимание детей к своим площадкам.

 

 

Музей – отличное место, чтобы увлечь внимание любого ребенка и расширить его кругозор. «Знакомство с изобразительным искусством, особенно в творческих формах, – говорил Роберт Франкель, директор музеев и визуальных искусств в Национальном фонде искусств в Вашингтоне, – расширяет понимание ребенком мира и является инструментом, который можно использовать для изучения естествознания, истории, математики и многого другого». Во многих музеях сегодня можно встретить интерактивные инсталляции, детские экскурсии, перформансы, мастер-классы, развлекательные или обучающие занятия.

 

Ребенок вряд ли отправится в музей один, поэтому институциям сегодня особенно важно разрабатывать программы семейных походов. Музей Русского Импрессионизма в Москве, например, приглашает на экскурсии посетителей от 4 лет, обещая интерактивную экскурсию по основной экспозиции. Мультимедиа Арт Музей в Москве впускает семьи с колясками и одобряет свободное перемещение детей по выставочному пространству. Определенная свобода действий позволяет ребенку чувствовать себя комфортно в мире искусства, где он может спокойно гулять, а при желании даже просто упасть на пол перед очередным шедевром. Пушкинский музей в Москве активно работает с организованными группами школьников, однако здесь все строже. Группы передвигаются по четко спланированным маршрутам, и это не дает возможности удовлетворить в полной мере детское любопытство.

 

Некоторые российские музеи проводят занятия в форме квестов. Эрарта в Петербурге предлагает познавательную игру для детей 6-10 лет «Спасти фантазию, или Волшебная сила искусства» и арт-маршрут «Приключения с Немалевичем». Школьники постарше (11-17 лет) могут участвовать в интерактивных занятиях «В поисках смысла ЖИ, или Игра с искусством» и «Секреты современного искусства».

 

Источник фото: aam-us.org

 

Музеи активно интегрируются в онлайн-пространство и ведут свои профили в популярных соцсетях, что отлично привлекает подростков. Тейт Модерн в Лондоне несколько лет назад реализовали проект 1840’s GIF Party, показав анимированные изображения картин, которые у них хранятся. Опять же московский Мультимедиа Арт Музей любит выкладывать фотографии своих зрителей в Инстаграм, а некоторые музеи даже снимают видео для Tik Tok.

 

И все же главную роль в процессе адаптации и исследования ребенком искусства играет родитель. Именно взрослый, который пришел с ребенком в музей, находится в ответе за впечатления ребенка.

 

Музеи сделаны, конечно, для взрослых. К примеру, музейная развеска предполагает, что рост обычного посетителя – 170 см, а центр произведения должен находиться примерно на уровне зрительских глаз. Если же посетителю 10-12 лет, то центр произведения, к сожалению, будет совпадать с уровнем его макушки, но никак не глаз. Ребенок может рассмотреть большое полотно, но что касается маленьких холстов или, например, концептуально зависящих от расположения произведений искусства – с этим могут возникнуть трудности, переходящие в недопонимание, а потом в скуку. Люди маленького роста или люди с инвалидностью, как и дети, страдают от канонов классического экспонирования.

 

Искусство иногда требует комментариев, которые ребенок обычно получает от своего родителя. Умение понятно изложить для ребенка философскую идею, заложенную в краске на холсте, есть ни у каждого. Наивный детский вопрос запросто может поставить в тупик. Каждый взрослый может подготовиться заранее или постараться выстроить диалог с ребенком в произвольной форме, задавая наводящие вопросы, интересуясь чувствами, которые у него вызывает то или иное произведение искусства. В обсуждении искусства с ребенком не должно быть авторитетного мнения родителя, иначе диалог не складывается, а настроение обоих портится.

 

Выставки современного искусства очень часто сопровождаются самоцензурой. Если родитель может объяснить и прокомментировать необходимость неэстетичных изображений, крови, эротики, нецензурной лексики в стенах музея, то он имеет полное право пройти на выставку со своим ребенком. Цензура – то, из-за чего многие взрослые и сами не ходят смотреть на искусство.

 

Позиция многих галерейных работников и смотрительниц в крупных музеях сводится к тому, что искусство нужно охранять и оберегать, но ни в коем случае не выставлять на всеобщее обозрение. Тем более для такой динамичной аудитории, как детей. Смотрительницы в Эрмитаже просят держать детей за руку и ходить подальше от картин и скульптур.

 

Однако искусствовед Таня Быковская утверждает, что “эффективнее всего начинать знакомить ребенка с изобразительным искусством тогда, когда он начинает говорить: чётко произносит отдельные слова, узнает предметы, изображенные на картинках в книжках, пытается выстроить первые предложения. 2,5-3 года – тот возраст, когда ваш поход в музей превращается в некий диалог, когда ребенок с легкостью сможет ответить, кто изображен на картине или какого цвета платье у маленькой девочки”. Поход в музей или галерею обогатит не только восприятие ребенка, но и ваш опыт взаимодействия с искусством.


Автор: Алиса Николаева

Редактор: Владимир Большаков

Фото на обложке: supersimple.com

Наверх