НЕ МЕРТВЫЕ: ВСЕ, ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ ЗНАТЬ О ПРОЕКТЕ “ЖИВЫЕ ПОЭТЫ”

Одними из самых известных современных российских поэтов сегодня являются Вера Полозкова, Сола Монова и Дмитрий Быков. Но поэтических талантов в России, кажется, куда больше. Рассказываем о других мастерах поэтического слова ─ проекте “Живые поэты” ─ и разбираемся, почему в России так любят мертвых, а не живых.

 

 

«Живые поэты» ─ крупнейший в СНГ литературный проект Андрея Орловского, основанный в 2014 году. Способствует развитию и популяризации современной поэзии. Среди участников проекта: Борис Гребенщиков, Дмитрий Воденников, Глеб Самойлов, Леха Никонов, Диана Арбенина, Олег Груз, Ольга Седакова. Большинство авторов «ЖЫ» – молодые поэты из 80 городов и 15 стран. В 2018 году вышла «ЖЫкнига», в этот сборник вошли стихи лучших авторов за три года.

 

Но что такого особенного в этом проекте? Ольга Подымникова, продюсер «ЖЫ», рассказала о проекте и ответила на несколько вопросов.

______________________________________________________________________

«Живые поэты» ─ это проект для поддержки и выявления новых талантов, заявку может подать каждый желающий, но что же происходит после того, как поэт становится автором проекта?

 

После того, как новый автор проходит редакторский отбор и становится участником «ЖЫ», у него появляется ряд дополнительных возможностей: как минимум, его тексты на регулярной основе публикуются в социальных сетях проекта, а тематические события поддерживаются информационно на наших ресурсах. В дальнейшем предполагается более плотная включенность – участие в мероприятиях и фестивалях, постоянных и разовых спецпроектах, периодических событиях (таких, как выпуск сборника «Живые поэты»). Мы всегда готовы прийти на помощь автору в вопросах работы над текстами, организации концертов, выпуска книг. Мы не подписываем контрактов с участниками проекта с указанием обязательной программы продвижения – многое зависит от самого автора: кто-то готов к публичности, выступлению на сцене и перед камерой, к активной трансляции своего творчества, а кто-то не любит читать свои стихи публично и довольствуется собственным пабликом на тысячу человек.

 

Фото: Катя Малыгина

Если люди интересуются поэзией, то скорее будут читать поэтов прошлого. Как Вы думаете, почему сейчас нередко игнорируют современную поэзию?

 

Есть множество факторов, в силу которых современная поэзия часто остается незамеченной широкой публикой. Сюда можно отнести и отсутствие в школьной программе по литературе современных авторов и их текстов, масса стереотипов (поэзия – архаична, Бродский – последний современный поэт и так далее). И все же ключевой фактор, на наш взгляд, заключается в том, что поэзия в массовом сознании не воспринимается как полноценный вид современного искусства. Если провести аналогию с музыкой, то любой начинающий музыкант имеет достаточно четкую инструкцию – как писать музыку, как продвигать свое творчество, какие нужны ресурсы, какая команда. Поэт этими знаниями похвастаться не может – единицы смогли сделать себе имя на поэтическом поприще и при этом добраться до массовой аудитории. В этом смысле «Живые поэты» сделали важный шаг вперед – мы первые заговорили о поэзии как об индустрии, которой нужны свои правила, и сами начали их создавать.

 

Не так давно стартовал новый проект «Заметки на капоте» ─ путешествие в эпоху постковида. Отразится ли он как-нибудь на «ЖЫ»?

 

Пять лет назад Андрей задумал «ЖЫ» как некую платформу, которая могла бы объединить всех авторов, которых он встречал в путешествиях и в длительных турах в поддержку своих собственных книг. Многие места, в которых Андрей знакомился с будущими участниками проекта «Живые поэты», он посетил снова только сейчас, во время «Заметок на капоте». Среди них – авторы нового сборника «Живые поэты. Книга II», которая выйдет уже 31 августа. При этом новые города из летнего маршрута были знакомы ему только тем, что в них живут авторы, которых мы никогда не видели вживую – только по перепискам. И хотя среди «Заметок на капоте» нет текстов, прямо рассказывающих о «ЖЫ», пересечения, воспоминания и душевное тепло, связанное с огромным количеством в первую очередь людей, лейтмотивом проходят через все повествование.

______________________________________________________________________

Андрей Орловский — не только автор проекта «ЖЫ», но и писатель, журналист и поэт. Он начал писал стихи еще в 2006 году и читал их в подземных переходах, чтобы побороть страх публичных выступлений. Аля Кудряшева – петербургская поэтесса, которая начала писать стихи еще в 11 лет, и участник «ЖЫ». Позади много конкурсов, побед и долгожданная печать – теперь девушка автор трех книг. Многие работы Али Кудряшевой написаны в достаточно популярной сейчас форме и представляют стихотворения в прозе. Любовь — вечная тема для лирики, которая не могла не затронуть и молодую поэтессу.

 

Пока большинство сочиняет трогательные любовные стихотворения, Кирилл Авдеенко выбрал для себя другое направление – он пишет для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Здесь и Дед Мороз, и таракан по имени Тимоша, и домовята, и другие волшебные персонажи, стихотворения о которых перенесут читателя в прошлое и подарят воспоминания о детстве.

 

Ещё в 1850 году Некрасов писал в своей статье “Русские второстепенные поэты": “Пушкин и Лермонтов до такой степени усвоили нашему языку стихотворную форму, что написать теперь гладенькое стихотворение сумеет всякий, владеющий в некоторой степени механизмом языка…".

 

Некрасов говорил о том, что поэзия не в моде, но эти строки также четко объясняют большое количество поэтов на сегодняшний день. Стихи писать, наверное, пытался каждый. Если получалось, то раньше свое произведение можно было отправить в газету, журнал, поучаствовать в конкурсе. Сегодня в каком-то смысле проще – свое творчество можно выложить на своем сайте, в социальных сетях, на онлайн-площадках, дающих возможность поэтам делиться друг с другом своими работами. И все же, большей известностью обладает тот поэт, который нравится большинству.

 

Возможно, локальная и мировая известность придет к современным поэтам через десятилетия или столетия, но и для этого им нужна поддержка от читателей уже сейчас. Благодаря такому проекту, как «ЖЫ», о действительно талантливом поэте теперь может узнать каждый.


Автор: Ульяна Судакова

Редактор: Владимир Большаков

Обложка: Дмитрий Крашенинников

Наверх